Для ребенка игра в песок – один из самых естественных способов рассказать о себе и о своих проблемах, преодолеть эмоциональное напряжение, научиться выражать свои эмоции и справляться с ними. Именно поэтому песочная терапия в детском саду очень популярна. Как ее правильно организовать читайте далее.
Құм терапиясы: мақсаттар, міндеттер, артықшылықтар
Полную версию этой статьи «Песочная игра как инструмент психолого-педагогического сопровождения оздоровительного процесса» читайте в электронной версии журнала «Справочник руководителя дошкольной организации», а также в электронной системе «Actualis: Образование».
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь⏩
Интересно прочитать:
- Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога- психолога
- Индивидуальный профессиональный маршрут
- Педагогические условия организации социального развития детей раннего возраста в ДО
- Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога- психолога
- Реализация трехъязычного образования в детском саду
- Конструирование в детском саду
- Развитие речи-рассуждения у детей
- Развитие коммуникативной компетентности детей
Советуем прочитать «Как применять мандала-терапию в работе с детьми»⏩
Песочная терапия в детском саду
Песочная терапия в детском саду – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Картина на песке может быть понятна как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.
Преимущества
- способствует процессу индивидуализации;
- освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, восприятие и актуализирует воспоминания;
- обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений;
- способствует возвращению человека к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим;
- обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути, позволяет снять контроль сознания, является естественным языком для детей;
- не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
- дает человеку возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
- песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Человек выступает в песочнице как создатель: один жизненный сюжет сменяет другой, всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, – просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.
В мире наблюдается тревожная тенденция: современные дети мало читают и плохо понимают прочитанный текст. Поэтому одна из главных задач педагогов ДО – попытаться подогреть интерес ребенка к чтению. Предложите вашим педагогам современный вариант знакомства детей с литературным произведением с помощью метода «Сторисек». Это уникальный метод для привлечения внимания детей к чтению книг. В статье описаны последовательные 7 этапов работы над созданием «сторисека» и комплекс дидактических игр для развития речи дошкольников.
Цель и задачи песочной терапии
Детская песочная терапия не ставит перед собой цель менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам. Ее цель, дать ребенку возможность быть самим собой.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста ставит перед собой определенные задачи:
- Развитие самооценки и обретение веры в себя.
- Развитие познавательных психических процессов.
- Формирование ответственности в своих действиях и поступках.
- Развитие способностей к самопринятию.
- Полагание на себя.
- Овладение чувством контроля.
- Обучение искусству расслабления.
Использование песочной терапии в работе с детьми
Для ребенка игра в песок – один из самых естественных способов рассказать о себе и о своих проблемах, преодолеть эмоциональное напряжение, научиться выражать свои эмоции и справляться с ними.
При работе с песком делается акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект». Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Песочная терапия занятия делает более интересными. Но с одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Как подготовить песочницы к весне. Схема расчета песка и памятка для воспитателей⏩
Работу с песком можно разделить на три основных типа – объединяющие, наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком:
- совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью: дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, оставляют отпечатки, и строят горки;
- проникновение в толщу песка: проделывание ямок и тоннелей, а также зарывание в песок предметов с последующим их извлечением;
- работа с использованием воды: дети могут лить ее на песок в произвольном количестве.
Больше полезных шаблонов: |
Песочная терапия в детском саду активно развивает ребенка. Происходит это во время игры с песком. Перед тем как внедрять такой вид терапии, желательно провести мастер-класс "Песочная терапия" для воспитателей. Для начала необходимо познакомить со свойствами песка (сыпучий, сухой, мокрый, можно спрятать руку или какой-то предмет). Мастер-класс песочная терапия для педагогов должны проводить профессионалы и объяснить технику безопасности.
Перечень рекомендуемых игр:
«Нарисуй сказку»
Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей – девочку, дождик, зонтик, радугу и т. д.
«Сотри лишнее»
Хорошая тренировка логического мышления, направленная в том числе и на развитие речи ребенка. Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, (лист, цветок и рыбку). Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и по желанию продолжить ряд (например, лист – цветок – дерево).
ЧИТАЙТЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Инновационные методы обучения
- Метод критического мышления
- Использование метода куклотерапии
- Методы диагностики одаренных детей
- Использование интерактивных методов обучения на уроках
- CLIL-метод в обучении дошкольников английскому языку
- Использование метода TPR при обучении английскому языку
- Практические методы и подходы к процессу обучения
- Методика CLIL в обучении иностранному языку
- Тренинговые технологии
«Художник»
Взрослый начинает какой-либо рисунок, ребенок дорисовывает.
«Одновременно»
Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток: один – правой, а другой – левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.
Для развития любознательности
В конспект занятий песочной терапии важно включить игру, цель которой развитие любознательности.
Спрятать под песком фигурки, а педагоги (дети) с помощью «коктейльных» трубочек должны их найти, раздувая песок.
Анимационное рисование:
Правила поведения для детей
Песочная терапия для детей должна проходить с соблюдением важны правил. Всем детям на первом занятии объявляются правила в соответствии с возрастом.
Можно:
- брать любые игрушки в любом количестве;
- приносить свои.
Нужно:
- убрать игрушки из песка после игры.
Нельзя:
- кидать и сыпать песок на пол и на себя;
- ломать и забирать фигурки домой.
Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации».