MCFR.KZ Образование

Песочная терапия

  • 22 февраля 2019
  • 153
Автор журнала «Справочник руководителя дошкольной организации», педагог-психолог КГКП «Дошкольный учебно-воспитательный Центр развития воспитанников» акимата города Рудного
Песочная терапия
Песочная терапия

Для ребенка игра в песок – один из самых естественных способов рассказать о себе и о своих проблемах, преодолеть эмоциональное напряжение, научиться выражать свои эмоции и справляться с ними.

Читайте также эту статью на казахском языке

Песочная терапия

Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Картина на песке может быть понятна как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Преимущества

  • способствует процессу индивидуализации;
  • освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, восприятие и актуализирует воспоминания;
  • обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений;
  • способствует возвращению человека к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
  • создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим;
  • обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути, позволяет снять контроль сознания, является естественным языком для детей;
  • не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
  • дает человеку возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
  • песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Человек выступает в песочнице как создатель: один жизненный сюжет сменяет другой, всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, – просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.

★ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ ★

Развитие речи-рассуждения у детей

Индивидуальная работа с детьми

Л. В. Подобинская

магистр педагогики, старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области
Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка. Вопросами развития речи детей дошкольного возраста занимались ученые: Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина. Они подчеркивали необходимость обучения детей рассказыванию, предлагали формы и методы обучения монологической речи. Современная дошкольная педагогика так же относит эту проблему к числу приоритетных в обучении детей. В педагогической и методической литературе подробно описаны основные направления, содержание и методы обучения монологической речи детей дошкольного возраста.

Цель песочной терапии для детей

Не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Задачи песочной терапии

  • Развитие самооценки и обретение веры в себя.
  • Развитие познавательных психических процессов.
  • Формирование ответственности в своих действиях и поступках.
  • Развитие способностей к самопринятию.
  • Полагание на себя.
  • Овладение чувством контроля.
  • Обучение искусству расслабления.

Использование песочной терапии в работе с детьми

Для ребенка игра в песок – один из самых естественных способов рассказать о себе и о своих проблемах, преодолеть эмоциональное напряжение, научиться выражать свои эмоции и справляться с ними.

При работе с песком делается акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект». Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Работу с песком можно разделить на три основных типа – объединяющие, наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком:

  • совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью: дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, оставляют отпечатки, и строят горки;
  • проникновение в толщу песка: проделывание ямок и тоннелей, а также зарывание в песок предметов с последующим их извлечением;
  • работа с использованием воды: дети могут лить ее на песок в произвольном количестве.

Активное развитие ребенка происходит во время игры с песком. Для начала необходимо познакомить со свойствами песка (сыпучий, сухой, мокрый, можно спрятать руку или какой-то предмет).

Перечень рекомендуемых игр:

«Нарисуй сказку»

Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей – девочку, дождик, зонтик, радугу и т. д.

«Сотри лишнее»

Хорошая тренировка логического мышления, направленная в том числе и на развитие речи ребенка. Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, (лист, цветок и рыбку). Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и по желанию продолжить ряд (например, лист – цветок – дерево).


«Художник»

Взрослый начинает какой-либо рисунок, ребенок дорисовывает.

«Одновременно»

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток: один – правой, а другой – левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»

Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть он ее «отремонтирует».

«Подсказка»

Для обучения порядковому счету необходимо сделать из песка пять небольших горок. В одной из них спрятать какой-либо предмет и предложить ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй горке слева» или – «В четвертой справа». По мере усвоения порядкового счета количество горок может возрастать до 10.

«Вылечи букву»

Напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка «вылечить больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

«Вензеля из камушков»

По заранее изготовленным в песке бороздкам камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.

Для развития любознательности

Спрятать под песком фигурки, а педагоги (дети) с помощью «коктейльных» трубочек должны их найти, раздувая песок.

Анимационное рисование:

  • для развития воображения и творческих способностей;
  • для развития мышления и речи (весна – зеленый лист, осень – желтый).

Виды фигур

  • Люди.
  • Наземные животные.
  • Летающие животные.
  • Водные обитатели.
  • Жилища и дома с мебелью.
  • Деревья и другие растения.
  • Транспорт.
  • Естественные природные объекты.
  • Объекты особого рода.
  • Аксессуары.
  • Украшения.

Правила поведения для детей

Всем детям на первом занятии объявляются правила в соответствии с возрастом.

Можно:

  • брать любые игрушки в любом количестве;
  • приносить свои.

Нужно:

  • убрать игрушки из песка после игры.

Нельзя:

  • кидать и сыпать песок на пол и на себя;
  • ломать и забирать фигурки домой.

Организация игр-занятий с песком

  • демонстрация песочницы;
  • коллекция фигурок;
  • знакомство с правилами игры на песке;
  • формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;
  • завершение занятия, порядок выхода.

Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться