Программа Step by step переведена на 19 языков, принимается в качестве альтернативной или вариативной министерствами образования более чем в 30 странах мира.
Читайте также эту статью на казахском языке
Программа Step by step
Страны-участницы международного проекта Step by step получили «матричную» или «рамочную» программу, ключевые стратегии. Дальнейшая задача каждой страны, детского сада и педагога состоит в наполнении программы содержанием (национальным, местным, соответствующим потребностям и интересам конкретных детей).
Даже в самом раннем возрасте дети способны делать правильный выбор, понимать возможные последствия своих действий и с уважением относиться к существующим между ними различиям.
Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в них желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.
Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа Step by step стремится заложить основы способностей:
- принимать и осуществлять перемены;
- критически мыслить;
- осуществлять выбор;
- ставить и решать проблемы;
- проявлять творчество, фантазию, изобретательность;
- заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Предполагается, что каждый педагог в сотворчестве с детьми и родителями создает свою собственную программу, учитывающую их и свои возможности, реальные обстоятельства, потребности, интересы, ресурсы местного сообщества.
В то же время технология Step by step предлагает определенные формы, соответствующие ее философии:
- обязательный ежедневный групповой сбор для совместного планирования учебного проекта и дневного плана;
- организация работы детей на основе их собственного выбора;
- ведение педагогического наблюдения, обеспечивающего информацию о ходе и перспективах развития каждого ребенка, влияющего на выбор педагогических стратегий в детском саду и в семье;
- объединение усилий семьи и детского сада, местного сообщества для создания условий развития детей.
В основе философии программы лежит убеждение: дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию разного рода.
Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»:
- организуют первоначальное пространство (затем оно будет наполняться продуктами детской деятельности), общение, совместное планирование;
- оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка);
- вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения).
На этом фоне ребенок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, выбирает способы познания, виды деятельности и т. д.
Ребенок обучается не при постоянном повторе за взрослым, а при непосредственном вовлечении в процесс познания, при взаимодействии с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.
Это становится возможным благодаря предметно-развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них – «Искусство», «Наука и природа», «Песок и вода», «Литература», «Драматизация», «Строительство», «Кулинария».
В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности, имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.
★ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ ★
Возможности STEAM-обучения в системе дошкольного образования
Л. В. Подобинская
магистр педагогики, старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской областиРешение глобальных проблем требует многопланового подхода, сочетания творческих и аналитических процессов, а инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Для этого обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. И мы, педагоги, на себе уже испытали, что этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Помощь семьи
Философия программы основывается на признании ценности семейного воспитания для роста и развития ребенка вне зависимости от социального, культурного уклада, религиозных и национальных традиций семьи. Семье придается значение «первого, самого заинтересованного и ответственного воспитателя и учителя ребенка».
Стимулируется участие в работе с детьми в детском саду семей, разных по своему жизненному укладу и культурным ценностям. Малыши учатся лучше понимать разные стили и стратегии взаимодействия, знакомятся с иными традициями, понимают и принимают других людей, проникаются уважением к их знаниям и умениям.
При этом не имеет значение образование родителей, их социальный статус, важно, чтобы у них было желание понимать детей, общаться, играть, помогать им открывать и осмысливать мир.
Члены семей могут быть включены в жизнь группы в качестве:
- добровольного помощника в группе (ассистента воспитателя) на 1,5–2 часа в день для помощи в центрах активности;
- помощника в создании развивающей среды;
- инициатора и участника планирования тематического проекта;
- организатора праздников и других событий;
- участника родительской взаимопомощи (обмен информацией, игрушками, детскими вещами, профессиональная помощь друг другу и т.п.);
- вместе с воспитателями и специалистами детского сада родители ведут наблюдение за динамикой и тенденциями развития ребенка, принимают решение о том, что необходимо сделать в детском саду и дома.
Особенности организации работы в центрах активности Программы Step by step
Каждый центр активности – это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто веселых и полезных действий.
Материалы в центрах всегда «избыточно достаточны», их столько и такого вида, что разные дети найдут себе дело по интересам и способностям без непосредственного присутствия взрослых. Это «открытые материалы» – полезные, развивающие, успешные и правильные. Например, камешки в центре математики можно перебирать, раскладывать по порядку, взвешивать, считать, выкладывать узоры и т.п.
Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живет группа.
Пример:
Во время темы «Море» в центре математики появятся бумажные, пластмассовые рыбки, кораблики, морские коньки, осьминоги всевозможных расцветок, видов и размеров, подобранные взрослыми, изготовленные детьми в центре искусства, позаимствованные из центра кулинарии или науки.
Центры активности – место работы детей, поэтому в них всегда много материалов, изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих успехи и достижения воспитанников.
Если взрослые хотят чему-либо научить детей, продвинуть их в каком-либо умении, ими готовятся специальные материалы, карточки по математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, проведению опытов, процессу изготовления кулинарного блюда, физкультурной тренировке или последовательности и способам рисования.
Карточки изготавливают вместе, всей командой (воспитатели, специалисты, родители), образцы сохраняются в методическом кабинете. Прямой возрастной закрепленности учебные и игровые материалы не имеют, так как в средней группе могут быть «продвинутые» математики, а в подготовительной – «ленивые» художники, предпочитающие счету яблок закрашивание яблочных бочков и листочков.
Выбор центра – за детьми. Они самостоятельно определяют, в каком центре будут работать, что и в какой последовательности будут делать.
Задача взрослых – подготовить «стартовую» среду в центрах: материалы, рабочие места, а также умело рассказать, «презентовать» детям то, что их ждет в разных центрах. Особенность «презентации» – в правильном подборе слов. Нельзя дать прямые установки, указания, например, «сегодня в центре искусства вы будете рисовать птичку», необходимо заинтересовать детей, чтобы у них во время рассказа загорелись глаза и родились собственные планы.
Каждый день работают практически все центры – их количество напрямую не зависит от количества взрослых и ориентировано только на потребности и интересы детей.
В работе центров активности не существует планомерного передвижения детей, так как нет необходимости прохождения каждого ребенка через каждый центр.
Если воспитатели считают, что того или иного ребенка следует в чем-то продвинуть, они идут за ребенком в тот центр, который он выбрал.
Это правило, но есть и исключения. Например, в логопедической группе логопед может во время презентации сказать: «Сережа, Мадина, Рома, нам с вами очень важно поупражняться в... Я буду ждать вас в...».
Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»