Организации дополнительного образования (далее – ОДО) обладают большим воспитательным потенциалом, они способны обеспечить условия для наиболее эмоциональной, благоприятной деятельности обучающихся в виде удовлетворения их потребности в смене школьной активности на творческую, спортивную, коммуникативную, способствующую самореализации в самодеятельности.
Читайте также эту статью на казахском языке
Осуществляется это в разнообразных формах жизнедеятельности, включая игру, труд, познание, краеведение, спорт, художественное творчество, что позволяет успешно прививать детям культуру отношений с окружающим их миром.
Воспитание ребенка в условиях дополнительного образования обладает рядом специфических особенностей: ученик имеет возможность осознать себя, определить свои предпочтения еще в школьном возрасте; первоначальный выбор той или иной деятельности может быть не окончательным, т. е. ребенку предоставляется возможность свободы выбора дальнейшей деятельности.
Предпочтение отдается интеллектуальной, личностной или социальной сфере, содержание деятельности может быть различно: спорт, техника, экология, искусство, моделирование и т. д.
Деятельность ОДО направлена на создание атмосферы взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Одним из преимуществ является возможность обеспечения индивидуального темпа продвижения по образовательной траектории для любого уровня развития способностей, интеллекта и т. д.
Значимость воспитательной работы в ОДО осознают все. Отличительной особенностью является то, что многие педагоги, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач воспитательного характера происходит интуитивно. В связи с этим возникает противоречие между пониманием значимости воспитательного воздействия на становление личности и возможностью использования воспитательного потенциала ОДО на формирование общей культуры индивида.
Главная роль в эффективной организации воспитательного процесса отведена заместителю директора по ВР. Именно он определяет содержание внутришкольной и внешкольной сферы воспитания обучающихся.
В ОДО отсутствует система психологической службы, однако мониторинг с целью определения реальной психологической ситуации необходим. В содержание воспитательной работы включено проведение мониторинга психологического состояния обучающихся и педагогов.
Деятельность заместителя директора по ВР в ОДО включает и психологическое обеспечение.
Особое внимание уделено взаимодействию с ресурсными центрами. Воспитательная работа проходит в сотрудничестве с учителями-предметниками общеобразовательных школ:
- неделю музыки можно провести в различных классах в форме бесед, музыкальных лекториев, интегрированных уроков, тематика которых должна быть связана с музыкальным искусством;
- на уроке химии речь может идти об увлечении химией композитора А. П. Бородина;
- на физике – о физических свойствах звука;
- на математике – об ученом аль-Фараби, о французском композиторе, архитекторе, математике, теоретике музыки Я. Ксенакисе;
- на литературе – о взаимосвязи слова и музыки;
- на географии – о музыкальном наследии различных стран;
- на биологии – о влиянии музыки на организм человека;
- на истории – о музыке различных эпох, направлений и т. д.
Необходимо осуществлять тесный контакт с учителем-предметником, так как проведение различных форм художественного просвещения с учениками способствует повышению уровня общей культуры всей школы.
★ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ★
Внутришкольный контроль в условиях обновления содержания образования
О. В. Побирская
научно-методический руководитель ОСШ № 25, г. АктобеЖ. З. Дошниязова
заместитель директора по учебной работеВнутришкольный контроль – основной компонент педагогического менеджмента, ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами организации образования (далее – ОО).
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности, так как информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Общеизвестно, что внутришкольный контроль (далее – ВШК) планируется на основе анализа работы школы, затрагивает выявленные проблемы, инновационные процессы, направлен на изучение методического мастерства учителей, оказание им своевременной помощи. Все мероприятия по осуществлению контроля распределяются между членами администрации, устанавливаются сроки, создается приказ об осуществлении контроля, составляется алгоритм проверки. После проверки пишется справка, приказ по ее результатам, подводятся итоги на совете при директоре, завуче, наиболее значимые рассматриваются на научно-методическом или педагогическом советах.
Исходя из содержания внутришкольной и внешкольной воспитательной работы ОДО документация заместителя директора по ВР содержит следующие материалы:
- Диагностика и контроль организации работы: анализ уровня воспитанности обучающихся, их общественной активности; качество работы педагогов; участие родителей; качество общешкольных мероприятий.
- Участие школы в областных, городских мероприятиях: журнал учета мероприятий, грамоты, награды и т. п.
- Данные анкетирования о степени психологического состояния (комфорта или дискомфорта) обучающихся, педагогов (диагностика удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса в ОДО).
- Организация профориентационной работы.
Воспитательный процесс направлен на создание условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания посредством расширения взаимодействия ОДО с организациями иных предметных и творческих сфер.
Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 10-2013 г.