Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) – это независимый инструмент мониторинга качества знаний учащихся. Тестирование соответствует государственному общеобязательному стандарту соответствующего уровня образования, утвержденного приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17769).
Мониторинг образовательных достижений обучающихся: законодательная база
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (далее – МОДО) – это независимый от образовательных организаций инструмент наблюдения за качеством обучения. Результаты МОДО выявляют соответствие государственному общеобязательному стандарту соответствующего уровня образования, утвержденного приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся включает в себя:
-
начальную подготовительную работу и проведение тестирования;
-
работа с результатами проведенного тестирования, обработка и системный анализ;
-
предоставление методической помощи и рекомендаций по обеспечению качества образования.
Как сказано в приказе, данные правила распространяются на организации образования независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, вида.
Больше полезных шаблонов:План внутришкольного контроля Скачать бесплатно
План учебно-воспитательной работы на учебный годСкачать бесплатно
|
Порядок проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся утверждены приказом МОН РК от 05.05.2021 г. № 204. Мониторинг образовательных достижений обучающихся проводится среди учащихся 4 и 9 классов. Для выпускников младшей школы МОДО проводится в формате комплексного тестирования. При мониторинге применяются информационно-коммуникационных технологий на языке обучения по трем направлениям.
Согласно пункту 4 статьи 55, учащиеся в организациях ТиПО будут проходить Мониторинг образовательных достижений обучающихся на втором или третьем курсе. Второкурсники будут сдавать тестирование по общеобразовательным дисциплинам, а студенты, обучающиеся на третьем курсе по профессиональным модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам. Тестирование для студентов будет проходить на языке обучения, с применением ИКТ.
Не принимают участие в тестировании учащиеся, обучение которых проводится на дому (по состоянию здоровья) или в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Могут не участвовать в МОДО лица, отсутствующие на момент тестирования по объективным причинам (по состоянию здоровья, в случае смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях и олимпиадах).
Контроль качества знаний в начальной школе⏩
Структура теста
МОДО включает в себя подготовку и проведение, обработку и системный анализ результатов тестирования с последующим оказанием методической помощи и выработкой рекомендаций по обеспечению качества образования.
МОДО в 4 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на языке обучения по трем направлениям функциональной грамотности:
- грамотность чтения;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
Структура теста для учащихся 4-х классов:
- Грамотность чтения – 10 тестовых заданий;
- Математическая грамотность – 12 тестовых заданий;
- Естественнонаучная грамотность – 8 тестовых заданий.
В статье – задания для игры-соревнования «Хорошо ли мы знаем русскую классику». Игра поможет ученикам вспомнить и повторить произведения русской литературы, а педагогу – сформировать у школьников потребность читать. Используйте игровую форму, чтобы повторить с учениками программу по русской литературе. В статье есть примеры заданий для игры с учениками 8–11-х классов. По аналогии можно составить задания для других классов. Все задания смотрите в статье.
Форма тестовых заданий: с выбором одного правильного ответа. Время выполнения теста – 75 минут (1 час 15 минут). Максимальный балл – 30.
МОДО в 9 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по трем направлениям функциональной грамотности:
- грамотность чтения (тексты на русском, казахском и английском языках);
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
Структура теста для учащихся 9-х классов:
- Грамотность чтения (казахский язык, русский язык, английский язык) по каждому языку по 10 тестовых заданий, всего 30 тестовых заданий;
- Математическая грамотность – 13 тестовых заданий;
- Естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география) по каждому предмету по 8 тестовых заданий, всего 32 тестовых задания.
Форма тестовых заданий: с выбором одного правильного ответа. Время выполнения теста – 150 минут (2 часа 30 минут). Максимальный балл – 75.
Как подготовить детей к сдаче СОР и СОЧ. 9 результативных приемов⚡
Образцы вариантов тестов МОДО
Тест "Математическая грамотность" для 4 класса
Тест "Математическая грамотность" для 9 класса.
Тест "Грамотность чтения" для 4 класса
Тест "Грамотность чтения" для 9 класса
Когда проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО)
Тестирование МОДО в Казахстане проводится ежегодно в апреле на базе организаций среднего образования и в ноябре на базе технического и профессионального, послесреднего образования, в которых обучаются тестируемые.
За один месяц до начала тестирования, уполномоченный орган в области образования обеспечивает информирование участников и общественности о работе по подготовке и проведению мероприятия. Также уполномоченный орган определяет перечень организаций, которые участвуют в тестировании.
Воспользуйтесь готовым комплектом материалов, чтобы организовать совещание по работе учителей-предметников с неуспевающими школьниками в четвертой четверти. В статье – четыре памятки, которые позволят обсудить с коллегами тему неуспешности учеников и выстроить работу педагогов с такими детьми.
Как проходить отбор образовательных организаций, в которых проводится МОДО
В МОДО не могут принимать участие организации, которые участвовали в тестировании в прошлые учебные года.
Отбор организаций образования проходить в случайном порядке. Список учебных заведений загружается в программное обеспечение для их случайной выборки.
Отмена мониторинга образовательных достижений обучающихся происходит в случаях ограничительных мероприятий, введения режима ЧС, возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на определенной территории.
Плохая посещаемость: инструменты, которые помогут проанализировать причины⏩
Работа классного руководителя с учащимися перед прохождением МОДО
Период подготовки к экзаменам непростой для любого ребенка, а психологический настрой очень важен для положительной оценки. Педагогам важно провести беседу с учащимися и поддержать их. Важно не нагнетать обстановку и рассказывать о предстоящем тестировании только в позитивном ключе. На выпускников младшей школы тестирование может наложить самый глубокий отпечаток и если ребенок перенервничает, то результаты будут плохими, а в перспективе и вовсе вся ситуация может сказаться на дальнейшей учебе.
Педагогу важно:
-
Сформировать положительную и доброжелательную обстановку в коллективе при подготовке к МОДО.
-
Снять физические и психологические барьеры.
-
Развить слуховое и зрительное внимание.
-
Сплотить коллектив, для этого можно поиграть в различные игры, подобранные соответственно возрасту.
Результаты МОДО
Результаты МОДО доводятся до сведения организации образования в течение трех рабочих дней после дня его окончания и не имеют правовых последствий. Информация о результатах МОДО размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
По результатам МОДО уполномоченный орган направляет организациям образования в течение трех месяцев после дня его окончания, комплексный анализ результатов МОДО, методические рекомендации, подготовленные Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Национальная академия образования имени И. Алтынсарина".
Уполномоченный орган формирует аналитический отчет, отражающий оценку текущей ситуации в сфере образования для его использования организациями, проводящими рейтинговые исследования, и включения в Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования в Республике Казахстан.
Другие полезные материалы, статьи, свежие новости и ответы на свои вопросы вы найдете в ЭС «Actualis: Образование» или электронной версии журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения».
- Документы строгой отчетности учителей: что и в какие сроки сдать
- ТОП–5 советов, как реагировать на агрессивное поведение
- Как повысить качество обучения учащихся в новом учебном году
- Что проверят в школе в новом учебном году: 34 контрольные точки
- Как справиться с низкомотивированными детьми: четыре примера