text
MCFR.KZ Образование

Казахские народные музыкальные инструменты: сценарий занятия

  • 21 февраля 2018
  • 4163
Казахские народные музыкальные инструменты
Казахские народные музыкальные инструменты

Сценарий проведения занятия по казахским народным музыкальным инструментам.

По данной теме читайте статьи:

Музыка в народных традициях и обрядах

Курмангазы – певец независимости

Волшебные звуки домбры

Цель занятия по казахским народным музыкальным инструментам

  • сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов; 
  • развивать творческую активность, умение сравнивать; использовать имеющие сведения для получения новых знаний; развивать у учащихся мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки; 
  • воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, любовь к народной музыке.

Наглядность: картинки музыкальных инструментов, книжная ярмарка, буклеты, видео-слайд.

Ход занятия по казахским народным музыкальным инструментам

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с казахскими народными музыкальными инструментами. Какие музыкальные инстурменты вы знаете?

Казахская народная музыка

Что такое кюй? Кто такой кюйши? Что вы знаете об исполнителях кюя?

Вы хорошо ответили на все вопросы. А теперь давайте остановимся на истории исследования казахских народных инстурментов.

Инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. Периоды ее формирования и развития нашли отражение в устном творчестве народа. Казахский кюй является важным компонентом системы инструментальной культуры Средней Азии.

Кюй – это инструментальная пьеса программного характера. Все кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2–3 минут. Каждый кюй раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.

Наука, в которой изучаются особенности музыкальных инструментов, называется органологией.

Казахские народные музыкальные инструменты: богатое наследие народа

Исследователь национальных музыкальных инструментов, профессор Болат Сарыбаев изучил и представил общественности около 30 древних казахских инструментов, таких как шанкобыз, сыбызгы, саз сырнай, ускирик, шертер, жетыген.

Свою деятельность по популяризации богатого музыкального наследия казахов, а также по освещению вопросов истории и создания музыкальных инструментов ученый начал в конце 70-х годов с духового инструмента «ускирик», найденного в древнем городище Отрар.

Кроме того, Болат Шамгалиулы собрал более 400 музыкальных инструментов других тюркских народов и написал около 300 монографий. В своих трудах он разделил казахские инструменты на несколько групп по их звучанию и применению, а именно: щипковые, духовые, ударные и шумовые.

По словам исследователей, на сегодняшний день исследовано около 5 000 кюев и более 10 000 казахских песен. После тщательного изучения музыкальных инструментов были созданы фольклорные ансамбли «Адырна», «Алтынай», «Сазген» и «Жазира», а также фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы».

Казахский народный музыкальный инструмент: домбра

Самый широко распространенный щипковый струнный инструмент у казахов – домбра. История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков.

В миропонимании казахов домбра собирательно воплотила в себе ценности всех искусств: прикладного, исполнительского, песенно-поэтического.

Как инструмент, просветляющий душу, оберегающий от плохого, обладающий силой, домбра всячески украшалась (перьями совы, колокольчиками и т. п.) и занимала почетное место в юрте.

В отличие от других инструментов домбру не использовали в шаманских целительских обрядах и ритуалах. В силу своей распространенности музыкальный инструмент имеет много различных разновидностей. Домбры бывают западными и восточными, двух- и трехструнными.

Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф, на который навязывали 12–14 ладов – перне.

Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной  был плоским, а гриф – коротким и широким с 5–9 ладами перне. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из козьих или бараньих кишок. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций.

Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр был тонким и длинным. Эти технические приемы игры были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом.

Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбра. На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами.

Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.

Давайте поговорим о других казахских народных инструментах.

О каждом инструменте рассказывают ученики.

Казахский народный музыкальный инструмент: шертер

Шертер – древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры: он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием.

Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавая ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую – прямо к головке. Струну, закрепленную на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикрепленную к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны.

Казахский народный музыкальный инструмент: кобыз

Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырем полушара с прикрепленной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600–730 миллиметров.

Играют на кобызе коротким смычком, сжимая его в коленях, как виолончель. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов.

Кобыз делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений.

По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус так же, как струны кобыза из пучка 30–60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

Педагог. Давайте послушаем, как звучит кобыз.

Казахский народный музыкальный инструмент: жетыген

Жетыге́н – казахский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой.

Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали – понижался.

Педагог. Давайте послушаем, как звучит жетыген.

Легенда о жетыгене

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джу́та – массового падежа скота вследствие голода – люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей.

После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и, поставив под нее подставку, исполнил кюй «Карагым» (Родной мой), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» (Разбитое крыло), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» (Любимый мой); четвертому – Бекену посвящается кюй «От сонер» (Погасшее пламя), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» (Утерянное счастье), шестому сыну Жулзару – «Кун тутылды» (Затмившееся солнце).

После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» (Горе от утраты семи сыновей).

Извлекая из инструмента звуки, полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетыгеннын жетеуы» (Семь кюев жетыгена).

Казахский народный музыкальный инструмент: адырна

Адырна – это древнейший казахский многострунный щипковый музыкальный инструмент, внешне очень напоминающий арфу или боевой лук. Адырна – так называется полоска упругой сыромятной кожи из спинной части туши быка, и предназначена она для натяжения двух концов лука. У тюркских народов адырна известна очень давно. Сейчас на адырне играют различные национальные мелодии и кюи. Адырна состоит из пустотелого корпуса, поверх которого натянута кожа.

Сначала из дерева вырубается дека, наконечник, на котором делаются ушки и закрепляются струны, сделанные из верблюжьей шерсти или сухожилий. Длина инструмента – 48–50 сантиметров, толщина – 8–10 сантиметров.

Изначально адырна делалась в форме лука, иногда ее стилизовали под рогатых зверей (оленя, марала, козла). Играют на адырне следующим образом: инструмент кладут на колени и играют на нем путем перебора струн.

Казахский народный музыкальный инструмент: сыбызгы

Сыбызгы́ – казахский духовой музыкальный инструмент в виде свирели или точнее двух желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Род открытой продольной флейты типа башкирского и татарского курая. Длина 600–650 миллиметров.

На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так, восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее.

Сыбызгы был одним из самых распространенных инструментов на территории Казахстана до XVIII века. С ним связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.

Педагог. Давайте послушаем, как звучит сыбызгы.

Казахский народный музыкальный инструмент: сазсырнай

Сазсырнай это древний казахский духовой музыкальный инструмент. Сазсырнай по форме напоминает куриное яйцо размером с кулак. Иногда он имел форму птицы со сложенными крыльями. Отсюда и название этого инструмента: тастауык (в переводе означает «каменная курица»), саз сырнай («саз» – глина, а словом «сырнай» означали все духовые инструменты у казахов). У сазсырная есть еще одно название – ускурик, что в переводе означает «трескучий мороз».

Такое название он получил благодаря тому, что голос саз сырная при игре напоминает завывание ветра. Изготавливали сазсырнай из глины, для прочности смешанной с шерстью. В корпусе делались 4–6 игровых отверстий. Это давало возможность воспроизводить несколько песенных мелодий в среднем регистре. По сути сазсырнай был детской забавой. Играли на этом инструменте в основном пастухи-чабаны.

Казахский народный музыкальный инструмент: шанкобыз

Шанкобыз – древний язычковый музыкальный инструмент. Изготовлен из деревянной пластинки, посередине которой находится язычок. К шанкобызу подвязывается ниточка. Подергиванием ниточки исполнитель колебал язычок, отчего образовывался звук. Инструменты изготавливались и из металла. В основном были популярны среди женщин. Строй инструмента зависит от длины и толщины язычка.

Педагог. Послушаем, как звучит шанкобыз.

Казахский народный музыкальный инструмент: муиз сырнай

Муиз сырнай – старинный духовой мундштучный инструмент. Изготовлен из рога (муиз), с тремя отверстиями. Муиз сырнай отличался пронзительным звуком и применялся в походах как сигнальный инструмент.

Казахский народный музыкальный инструмент: асатаяк

Асатаякказахский и древнетюркский ударный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

Казахский народный музыкальный инструмент: дауылпаз

Дауылпаз древний казахский музыкальный инструмент ударного типа. Подобные инструменты широко использовались в народном быту еще с незапамятных времен. Например, казахи извлекали из дауылпаза звуки для вспугивания птиц и зверей при охоте или на выпасе скота. Дауылпаз применялся и в военном искусстве, для подачи сигналов в военных сборах и боевых маневрах.

Строение дауылпаза довольно сложное. Инструмент целиком высекается из дерева – красной березы или клена. Лицевая сторона покрывается тонкой кожей козла или другого животного. Делается также специальный  наплечный ремень из шкуры для переноски инструмента. По величине дауылпазы бывают разные.

Педагог. Вот мы и познакомились с вами с основными казахскаими народными инструментами. Давайте немного отвлечемся. Отгадайте загадки:

Ты знаешь край, где степь обильем дышит,

Где воздух чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В просторных юртах здесь звенит… (домбра).

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет –

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…(баян).

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым,

Тот инструмент зовем... (гитарой).

Вот клавиши, как на рояле,

Но чтобы они заиграли,

Чтобы песня была неплоха,

Растягивать надо меха. (Аккордеон)

Круглый, звонкий, всем знакомый,

Все линейки с нами в школе.

Дробь на нем стучим всегда,

Громкий звук – не ерунда.

Инструмент не зря нам дан,

Чтоб стучали в... (барабан).

Угадай казахский народный музыкальный инструмент: игра с детьми

По правилам игры показывают только часть определенных инструментов (в виде большого пазла). Ученики должны назвать инструмент (қылқобыз, сазсырнай, шаңқобыз, сыбызғы, жетіген, домбра).

Педагог. Что нового для себя вы узнали сегодня?

Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» № 12-2014 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль