Справочник руководителя образовательного учреждения

Исследование – управление преобразованием школьной практики

  • 14 июля 2015
  • 1160

Организацией экономического сотрудничества и развития, позволил сформулировать вывод: учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте.

Эффективное профессиональное развитие педагога имеет важнейшее значение. Как и ученики, учителя, едва ли изменят свою повседневную деятельность в результате низкоуровневого обучения через изложение информации и ее запоминание. Эффективный метод преобразования школьной практики сегодня – Action research, или исследование в действии, – процесс, позволяющий «специалистам-практикам анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы. Он представляет собой вовлечение в процесс саморефлексивного исследования собственной практики в целях более углубленного ее понимания и дальнейшего совершенствования».

Совершенствование профессиональных навыков педагогов

Культура школы-гимназии подразумевает постоянное совершенствование профессиональных навыков педагогов.

В соответствии с Уставом на втором году обучения классы по результатам скрининга делятся на гимназические и общеобразовательные. Как правило, между ними наблюдается большой разрыв по уровню мотивации и качеству знаний. Чем объясняется этот факт? При осуществлении внутришкольного контроля обращает на себя внимание то, что сценарии проведения уроков у многих учителей либо одинаковы для всех, либо для общеобразовательных предлагаются задания только репродуктивного характера, не включены развивающие компоненты, не формируются метапознавательные навыки, необходимые для дальнейшей успешной самореализации.

В результате наблюдения, анкетирования учеников, учителей и родителей, интервьюирования членов администрации были определены фокусные проблемы:

  • слабая обратная связь между участниками образовательного процесса;
  • недостаточный уровнь рефлексивной культуры педагогов;
  • недостаточная сформированность метапознавательных навыков у учащихся общеобразовательных классов как одного из условий развития мотивации.

Проведенный в завершении аудита SWOT-анализ позволил определить тему исследования: «Рефлексивная культура учителя как условие развития базовых навыков метапознания учащихся общеобразовательных классов», которая призвана дать ответ на вопрос, каким образом исследование урока в действии (Lesson Study) повлияет на развитие базовых навыков метапознания учащихся?

Для ответа сформулирована цель исследования: развитие у учителей навыков рефлексивной культуры для формирования навыков метапознания у учащихся общеобразовательных классов.

Lesson Study по заявленной теме исследования стал основной формой реализации разработанного плана по преобразованию школьной практики (приложение 1).

Этот коллаборативный подход, представляющий собой форму исследования в действии на уроках, направлен на совершенствование знаний в области педагогической практики. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ, документируя свои выводы. При проведении цикла они могут вводить новшества или совершенствовать подходы, которые затем передаются коллегам. Реализация плана работы основывалась на таксономии целей Блума – «от знания до оценивания».

После знакомства с результатами аудита и определения стратегического направления определены ключевые мероприятия:

  • знакомство педагогов с теоретическим материалом по теме исследования на сайте школы-гимназии и его обсуждение в режиме онлайн;
  • семинар в формате «мирового кафе», цель которого – содействие пониманию педагогами понятия «метапознание», осознанию его связи с внутренней мотивацией к учению.

Кульминационным мероприятием стало проведение Lesson Study. Для него были определены три исследовательские группы, состоящие из учителей-практиков, менторов, учителей-экспертов и наблюдателей, разработаны карты наблюдения уроков, вопросы для интервьюирования учеников, алгоритмы написания рефлексивных отчетов для каждой категории исследователей (приложение 2), заготовлены шаблоны среднесрочного планирования (приложение 3).

В течение трех дней учителями-практиками проводилась серия последовательных уроков и их последующее обсуждение с экспертами и менторами. Они показали, что учителя активно применяют приемы, с которыми познакомились на развивающих мероприятиях:

  • диалог с использованием вопросов высокого порядка, способствующий формированию базовых метапознавательных навыков учащихся;
  • организация групповой работы;
  • рефлексия деятельности.

Эти приемы активно использовались вне зависимости от фокуса наблюдения в классе, что дало возможность сделать вывод: учителя понимают, что для решения задачи преобразований практики одно неотделимо от другого, и все учащиеся должны осознать цель своей работы на уроке, на каждом его этапе, включиться в процесс социальной интеракции, чтобы определить проблемы и стратегии ее решения, осуществлять рефлексию деятельности, чтобы понять, насколько реализованы критерии успешности.

Планирование урока

При планировании урока детально прорабатываются критерии результативности для учеников А, В, С, продумываются виды деятельности в соответствии с критериями и фокусом наблюдения, обдумываются возможные ответы на вопросы учителя. Эффективность подхода к исследованию была доказана «голосом ученика» (приложение 4), повторным анкетированием учащихся и качественными изменениями в практике учителей – как практиков, так и экспертов-наблюдателей.

Оценка проведенному исследованию была дана на педагогическом совете «Учение без принуждения», где участники исследовательских групп представляли членам педагогического коллектива продукт совместной деятельности – методические рекомендации, выработанные по результатам исследования урока в действии (приложение 5). В них указаны действия учителя (зачем?), прием, стратегия (как?), пример задания (что?) и ожидаемый результат учащегося соответствующего уровня. Кроме этого, даны конкретные рекомендации по работе с целевыми классами. В заключение педагогического совета учителя сделали вывод: «необходимо сначала менять учителя, а потом учить учиться детей».

Высокие требования, предъявляемые на сегодняшний день к выпускникам школы, являются мощным стимулом для личного и профессионального роста учителей, развития их рефлексивной культуры.

Приложение 1

Общий план проведения исследования

Мероприятие

Форма

Ответственные

Сроки

Форма завершения/

результат

1

Определение правил работы по исследованию урока в действии

Рабочее заседание исследовательских групп

Учителя-лидеры

Сформулированы правила работы, определены процедура и сроки проведения исследования и сдачи отчетности

2

Диагностика уровня мотивации и сформированности метапознавательных навыков в целевых классах

Тестирование/

анкетирование

Психологи школы-гимназии

Результаты диагностики

3

Определение учеников уровней А, В, С с учетом проведенной диагностики

Заседания исследовательских групп

Психологи, менторы, участники исследователь-ских групп

Определены ученики уровней А, В, С

4

Составление среднесрочного и краткосрочного планирования

Рабочие встречи исследовательских групп

Члены исследователь-ских групп

Среднесрочное и краткосрочное планирование на серию последовательных уроков

5

Проведение серии последовательных уроков, наблюдение, сбор данных

Исследование урока

Члены исследователь-ских групп

Конспекты уроков, отчеты по каждому уроку членов экспертных групп, фото- и видеоотчеты, алгоритмы формирования метапознавательных навыков у обучающихся

6

Составление отчетов по результатам проведения Lesson Study

Рабочие встречи, индивидуальная работа членов исследовательских групп

Ментор,

члены исследователь-ских групп

Текстовые отчеты

7

Презентация результатов исследования в рамках педагогического совета

Интерактив, мастер-классы

Ментор,

члены исследователь-ских групп

Сценарии проведения МК

Приложение 2

Алгоритм обсуждения урока в рамках проведения серии последовательных уроков

  1. Какие цели в обучении поставил учитель для учеников? Какие результаты прогнозировал для учащихся А, В, С?
  2. Какие подходы внедрялись на уроке для решения проблемы?
  3. Опишите этапы урока. Проследите эффективность внедрения новых подходов?
  4. Какие барьеры возникли в обучении?
  5. Каких результатов достигли учащиеся? Что служит доказательством такого вывода?
  6. Какие изменения были предложены для проведения следующего урока?

Алгоритм написания рефлексивного отчета по проведению исследования Lesson Study

для учителей-практиков и наблюдателей

  1. Краткая характеристика класса, в котором проводилось исследование.
  2. Краткая характеристика обучающихся уровня А, В, С.
  3. Четкая и лаконичная характеристика ожидаемых результатов обучающихся уровня А, В, С по окончании Lesson Study.
  4. Что было запланировано на каждом уроке для достижения этих результатов учеником А, В, С (методики, приемы, стратегии и т. п.)?
  5. Как реагировал ученик А, В, С на предложенные вызовы учителя? (Какова была степень соответствия ответов, степень достижений ожидаемому результату на каждом уроке?)
  6. Насколько достигнуты запланированные результаты по окончании Lesson Study?

Алгоритм написания рефлексивного отчета по проведению исследования Lesson Study

для менторов

  1. Какие ожидаемые результаты были запланированы по окончании Lesson Study?
  2. Как проходил процесс планирования серии последовательных уроков?
  3. Что вызывало затруднение у учителей? Как решались эти затруднения в ходе обсуждения и планирования уроков?
  4. Насколько были достигнуты запланированные результаты? Что этому способствовало? Что мешало?
  5. Ваши предложения по совершенствованию проведения исследования урока в действии

Приложение 3

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков

Общая цель: ________________________________________________________________________

Тема

Тема

Тема

Основные цели обучения

Зачем я провожу этот урок? (SMART-цель)

Зачем я провожу этот урок? (SMART-цель)

Зачем я провожу этот урок? (SMART-цель)

Задачи обучения

Как я буду его проводить? (Пошаговые действия для достижения цели)

Как я буду его проводить? (Пошаговые действия для достижения цели)

Как я буду его проводить?

(Пошаговые действия для достижения цели)

Виды деятельности учащихся

Что будут делать учащиеся? (Задания по каждой задаче)

Что будут делать учащиеся? (Задания по каждой задаче)

Что будут делать учащиеся? (Задания по каждой задаче)

Включая всех

Как они будут это делать? (Методы, формы выполнения каждого задания, в т. ч. для учащихся с высоким уровнем и с особыми потребностями)

Как они будут это делать? (Методы, формы выполнения каждого задания, в т. ч. для учащихся с высоким уровнем и с особыми потребностями)

Как они будут это делать? (Методы, формы выполнения каждого задания, в т. ч. для учащихся с высоким уровнем и с особыми потребностями)

Результаты обучения + критерии успеха для учащихся

Какого результата я ожидаю от учащихся?

(Определение того, что узнают учащиеся, что поймут, чему научатся)

Как учащиеся поймут, что они успешны на уроке? (Я узнаю..., пойму..., научусь...)

Какого результата я ожидаю от учащихся?

(Определение того, что узнают учащиеся, что поймут, чему научатся)

Как учащиеся поймут, что они успешны на уроке? (Я узнаю..., пойму..., научусь...)

Какого результата я ожидаю от учащихся?

(Определение того, что узнают учащиеся, что поймут, чему научатся)

Как учащиеся поймут, что они успешны на уроке? (Я узнаю..., пойму..., научусь...)

Оценивание, включая оценивание для обучения

Каким образом будет происходить формативное оценивание? Суммативное оценивание?

(Что будете делать вы и учащиеся, чтобы оценить работу на уроке? По каким критериям будет происходить оценивание?)

Каким образом будет происходить формативное оценивание? Суммативное оценивание?

(Что будете делать вы и учащиеся, чтобы оценить работу на уроке? По каким критериям будет происходить оценивание?)

Каким образом будет происходить формативное оценивание? Суммативное оценивание?

(Что будете делать вы и учащиеся, чтобы оценить работу на уроке? По каким критериям будет происходить оценивание?)

Основные ресурсы

Какие ресурсы мне необходимы для проведения этого урока?

Какие ресурсы мне необходимы для проведения этого урока?

Какие ресурсы мне необходимы для проведения этого урока?

Приложение 4

Голос ученика А, В, С

  • Что тебе больше всего понравилось на уроке?
  • Чему ты научился?
  • Что показалось тебе самым сложным?
  • Что было самым интересным? Почему?
  • Комфортно ли тебе было на уроке? Почему?
  • Что бы ты изменил в уроке? Почему?
  • Как ты оцениваешь свои действия и успехи на этом уроке? Почему? Действия и успехи своих одноклассников? Почему?
  • Как ты оценил себя в конце урока (обращаемся к рефлексии, которую проводил учитель). Почему?

При опросе ученика в завершении урока важно не только обратить внимание на его психологическое состояние, но и держать в фокусе тему и цель вашего исследования. Поэтому для улучшения следующего урока в серии последовательных уроков можно наряду с предложенными также использовать и следующие вопросы:

  • Легко ли тебе было поставить цель урока? Почему?
  • Помог ли тебе диалог с одноклассником/работа в группе в понимании темы? Почему?
  • Сложно ли было оценить себя в конце урока? Почему?
  • Что дал тебе урок для жизни? (Что с сегодняшнего урока ты сможешь применить на уроках по другим предметам?)

Приложение 5

Методические рекомендации

«Развитие базовых навыков метапознания у обучающихся общеобразовательных классов с целью формирования внутренней мотивации к обучению»

Фокус наблюдения: развитие базовых навыков метапознания (умение задавать вопросы, формулировать предположения, формулировать цель деятельности и определять пути решения проблем) через ________________________________________________________________________________________

Ожидаемые результаты обучения для ученика уровня

А ___________________________________________________________________________________________

В ___________________________________________________________________________________________

С ___________________________________________________________________________________________

Параметры (действия учителя) - ЗАЧЕМ?

Прием, стратегия - КАК?

Пример задания - ЧТО?

Ожидаемый результат

после выполнения

Обучение постановке цели урока/критериев успешности урока

Постановка вопросов высокого порядка

Обучение формулировке вопросов

Постановка проблем

Обучение формулировке проблем

Обучение определению поиска решения проблем

Обучение с опорой на собственный жизненный опыт

Обучение работе с текстовой и иной информацией

Обучение получать информацию и знания при взаимодействии с одноклассниками через

  • организацию работы в парах;
  • организации работы в группе

Обучение получать информацию через

  • организацию кумулятивной беседы;
  • организацию исследовательской беседы;
  • организацию беседы-дебатов

Рефлексия по отношению к процессу учения

Рефлексия по отношению к целям обучения

Рефлексия по отношению к качеству учебной работы

Выводы, комментарии, рекомендации __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

Источник: журнал «Методист организации образования» № 7-2015

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ