Проблемы малокомплектных школ и пути их решения

1143
Проблемы малокомплектных школ и пути их решения
Проблемы малокомплектных школ и пути их решения
Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы малокомплектной школы (далее – МКШ) зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума, которые связаны с территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов.

Особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым по сравнению с городом количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ создает в каждой школе «неповторимую композицию местных условий», придает школе особенности, характерные только для нее. Специфика села такова, что одинаково в разных школах преподавать невозможно. Современная МКШ должна учитывать особенности социума и создавать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, способствовать его самореализации, дифференцировать учебную работу в соответствии с состоянием здоровья, способностями, возможностями каждого школьника и потребностями семьи в его образовании.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина МКШ – это школа, которую характеризует одна или несколько особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;
  • отсутствие одного или нескольких классов;
  • объединение начальных классов в один или два класса-комплекта;
  • разобщенность территории школьного микрорайона;
  • безальтернативность образовательного пространства (отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других организаций образования лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования);
  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
  • малочисленность учительского состава;
  • полифункциональность деятельности сельского учителя (многопредметность и многопрофильность преподавания: многие учителя ведут предметы не по своей специальности);
  • особые социальные условия жизнедеятельности МКШ обусловили необходимость выполнения многочисленных социально-педагогических функций;
  • слитность с природным окружением (МКШ, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе);
  • малочисленность родительского коллектива;
  • низкий образовательный ценз родителей;
  • «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.
  • большая значимость трудового воспитания (занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе);
  • тесная связь с народными традициями (воспитание в МКШ строится с учетом народных традиций).

Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя методы и приемы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.

В условиях МКШ учителю легче осуществлять

  • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной

системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

  • личностно-ориентированный подход в обучении, при котором общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика; ученик и учитель «слышат» друг друга;
  • практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.).

Определение эффективных путей решения проблем МКШ – необходимое условие формирования конкурентоспособной национальной системы рассматривается как вариативная модель на международном уровне.

Проводятся комплексные мероприятия для решения актуальных проблем МКШ.

 

Проводятся круглые столы с руководителями региональных центров, обсуждаются вопросы методического обеспечения и координации МКШ, планирование и введение работы региональных служебных центров и опорных школ-ресурсных центров.

Все сложности в работе МКШ возникли в связи с нехваткой специальных учебников и учебно-методических пособий, предназначенных для инклюзивных классов. Организация уроков требует творческих поисков, высокого профессионального мастерства каждого учителя, особенно от молодых специалистов.

В целях реализации развития службы МКШ на научно-методической основе совместно с Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина подготовлены 14 учебно-методических комплексов и пособий:

  • учебные программы для инклюзивных классов начальной и основной МКШ;
  • вспомогательное пособие для учителей, предназначенное для организации инклюзивного обучения в классах МКШ;
  • тетради для самостоятельной работы учеников.

Отбор эффективных способов и методов проведения уроков в инклюзивных классах требует от учителя профессионального мастерства.

Инклюзивное образование с использованием методических средств, подготовленных нами, показало следующие результаты:

  • несмотря на то что ученики учатся в разных классах, создано условие для обращения внимания на похожие темы в содержании предмета;
  • каждый ученик выполняет самостоятельные задания по уровню образования;
  • уровневое распределение самостоятельных заданий по возрастным особенностям учеников;
  • возможность взаимоподдержки учеников;
  • учениками осуществляется взаимопроверка, самопроверка, оценка;
  • у ученика старшего класса возникает возможность применения своих знаний на практике путем проверки и оценки работы ученика младшего класса.

Открытие опорных школ (ресурсных центров (далее – РЦ)), объединяющих МКШ сельской местности, является решением проблем повышения качества образования.

А в нашей области в настоящее время работает 6 РЦ.

Цель – создание условий для реализации профильного обучения в сельских школах в условиях перехода к 12-летнему образованию.

В целях совершенствования службы РЦ со стороны института были организованы курсы повышения квалификации педагогов МКШ и РЦ, проводятся методические семинары. 

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль