text
MCFR.KZ Образование

Проблемы малокомплектных школ и пути их решения

  • 5 ноября 2018
  • 3501
Проблемы малокомплектных школ и пути их решения
Проблемы малокомплектных школ и пути их решения

Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы малокомплектной школы зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

Читайте также эту статью на казахском языке



Современная малокомплектная школа

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума, которые связаны с территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов.

Особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым по сравнению с городом количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ создает в каждой школе «неповторимую композицию местных условий», придает школе особенности, характерные только для нее. Специфика села такова, что одинаково в разных школах преподавать невозможно.

Современная малокомплектная школа (далее – МКШ) должна учитывать особенности социума и создавать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, способствовать его самореализации, дифференцировать учебную работу в соответствии с состоянием здоровья, способностями, возможностями каждого школьника и потребностями семьи в его образовании.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина МКШ – это школа, которую характеризует одна или несколько особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;
  • отсутствие одного или нескольких классов;
  • объединение начальных классов в один или два класса-комплекта;
  • разобщенность территории школьного микрорайона;
  • безальтернативность образовательного пространства (отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других организаций образования лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования);
  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
  • малочисленность учительского состава;
  • полифункциональность деятельности сельского учителя (многопредметность и многопрофильность преподавания: многие учителя ведут предметы не по своей специальности);
  • особые социальные условия жизнедеятельности МКШ обусловили необходимость выполнения многочисленных социально-педагогических функций;
  • слитность с природным окружением (МКШ, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе);
  • малочисленность родительского коллектива;
  • низкий образовательный ценз родителей;
  • «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.
  • большая значимость трудового воспитания (занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе);
  • тесная связь с народными традициями (воспитание в МКШ строится с учетом народных традиций).

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя методы и приемы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.


★АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА★

Проблемы развития малокомплектной школы
Проблемы малокомплектных школ и пути их решения

А. В. Ведель

руководитель отдела внешней оценки качества образования департамента по контролю в сфере образования Павлодарской области Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК

Каждый учебный год завершается приятными мероприятиями: последний звонок, переход учащегося в следующий по уровню и степени сложности учебный год, выпускной экзамен и самый важный экзамен в жизни каждого выпускника – ЕНТ как качественный и количественный показатель компетентности учащегося, открывающий дорогу в мир новых знаний. Каждый выпускник сможет реализовать себя в профессиональной или высшей школе и стать настоящим профессионалом в избранной им специальности. Всё зависит от того, какие знания он получил в школе, в каких условиях обучался, насколько комфортно проводились учебные занятия и воспитательная работа в организациях среднего образования. Конечно, результат обучения во многом зависит и от самих учащихся.

Полноценный учебный процесс, как это принято в любом прогрессивном обществе, обеспечивается в полном объеме несмотря на то, какой статус имеет данная школа. Так называемая «малокомплектная школа» в Казахстане составляет 44 % от общего числа массовых школ в республике и, как показывает статистика, это в основном сельские школы, система обучения в которых резко отличается от системы обучения в городских школах. Так, в Павлодарской области количество малокомплектных школ (далее – МКШ) составляет – 64 %, цифра очень значительная, накладывающая вполне обозримый отпечаток на систему начального и среднего образования в регионе. В 237 МКШ Павлодарской области обучается более 15 тысяч детей, что в 4,3 раза меньше, чем в 85 городских школах. Среднее количество учащихся в начальных МКШ – 10 человек, в основных – 32, в средних – 89. Наполняемость класса из 2–10 детей не может не привлекать внимание педагогов, работающих в городской школе. В таких условиях можно качественно обучать детей, но, как показывают итоги ЕНТ и ВОУД в МКШ, показатели гораздо ниже показателей учащихся из полнокомплектных и городских школ. Причинами такой ситуации с МКШ являются объективные и субъективные предпосылки.

В условиях МКШ учителю легче осуществлять:

  • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
  • личностно-ориентированный подход в обучении, при котором общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика; ученик и учитель «слышат» друг друга;
  • практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.).

Проблемы малокомплектных школ и пути их решения

Определение эффективных путей решения проблем МКШ – необходимое условие формирования конкурентоспособной национальной системы рассматривается как вариативная модель на международном уровне.

Проводятся комплексные мероприятия для решения актуальных проблем МКШ.

Проводятся круглые столы с руководителями региональных центров, обсуждаются вопросы методического обеспечения и координации МКШ, планирование и введение работы региональных служебных центров и опорных школ-ресурсных центров.

Все сложности в работе МКШ возникли в связи с нехваткой специальных учебников и учебно-методических пособий, предназначенных для инклюзивных классов. Организация уроков требует творческих поисков, высокого профессионального мастерства каждого учителя, особенно от молодых специалистов.

В целях реализации развития службы МКШ на научно-методической основе совместно с Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина подготовлены 14 учебно-методических комплексов и пособий:

  • учебные программы для инклюзивных классов начальной и основной МКШ;
  • вспомогательное пособие для учителей, предназначенное для организации инклюзивного обучения в классах МКШ;
  • тетради для самостоятельной работы учеников.

Отбор эффективных способов и методов проведения уроков в инклюзивных классах требует от учителя профессионального мастерства.

Инклюзивное образование с использованием методических средств, подготовленных нами, показало следующие результаты:

  • несмотря на то что ученики учатся в разных классах, создано условие для обращения внимания на похожие темы в содержании предмета;
  • каждый ученик выполняет самостоятельные задания по уровню образования;
  • уровневое распределение самостоятельных заданий по возрастным особенностям учеников;
  • возможность взаимоподдержки учеников;
  • учениками осуществляется взаимопроверка, самопроверка, оценка;
  • у ученика старшего класса возникает возможность применения своих знаний на практике путем проверки и оценки работы ученика младшего класса.

Открытие опорных школ (ресурсных центров (далее – РЦ)), объединяющих МКШ сельской местности, является решением проблем повышения качества образования.

А в нашей области в настоящее время работает 6 РЦ.

Цель – создание условий для реализации профильного обучения в сельских школах в условиях перехода к 12-летнему образованию.

В целях совершенствования службы РЦ со стороны института были организованы курсы повышения квалификации педагогов МКШ и РЦ, проводятся методические семинары. 

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться