MCFR.KZ Образование

Социальные конфликты и помощь в их разрешении

  • 22 августа 2018
  • 44

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни.

Читайте также этот материал на казахском языке
 


Например, конфликт по поводу

  • материальных ресурсов;
  • ценностей и важнейших жизненных установок;
  • властных полномочий (проблемы доминирования);
  • статусно-ролевых различий в социальной структуре (в том числе эмоционально-психологических различий) и т. д.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления не следует отождествлять. Необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности, которые, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным. Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, и какие цели преследуют субъекты противоборства.



Конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Также в психологии конфликт определяют как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Позитивные функции конфликта:

  • вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию; своевременное выявление и разрешение может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;
  • в открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;
  • многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;
  • в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;
  • способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;
  • внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.
 

В институте действует Центр конфликтологии. Здесь на областном уровне проводятся круглый стол, диалог-лекции, online-уроки, обучающие семинары по следующим направлениям:

  • пути поиска компромисса в конфликтной ситуации;
  • благоприятная среда в школе как фактор социализации ребенка;
  • социальное партнерство в предотвращении педагогических конфликтов;
  • правила ведения переговоров в конфликтной ситуации;
  • содержание работ по предотвращению и коррекции конфликтных ситуаций;
  • особенности аутодеструктивного характера;
  • пути решения школьных конфликтов.

Работа центра направлена на обучение умению решать социальные конфликты и разногласия, оказание помощи администрации и педагогическим коллективам школ всех типов в соответствии с особенностями личностного развития, создание социальных ситуаций, способствующих воспитанию.

Работа кафедры психолого-педагогического сопровождения профессионального роста учителя «Центра решения педагогических конфликтов» направлена на оказание помощи в поиске позитивных, конструктивных решений конфликтных ситуаций в гражданском обществе, распространении методов работы, оказание практической помощи.

Достижение поставленных целей осуществляется через решение задач:

  • анализ информации, мирового опыта в области конфликтологии, особенностей работы других специалистов в этом направлении;
  • осуществление совместной работы по упорядочиванию конфликтных ситуаций с другими государственными органами управления;
  • оказание помощи в поиске компромисса;
  • проведение мероприятий с целью повышения квалификации в области психологии конфликта и прав граждан;
  • подведение итогов работы центра осуществлять путем выпуска и рапространения методических рекомендаций.

Далай Лама сказал: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать всё в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас». 

Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Подготовлен с учетом изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан и одобрен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Социальные конфликты и помощь в их разрешении
 Руководитель авторского коллектива генеральный директор РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», академик, доктор технических наук, профессор С. Г. Бисакаев
Социальные конфликты и помощь в их разрешении

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться