text
MCFR.KZ Образование

Социальные конфликты и помощь в их разрешении

  • 22 августа 2018
  • 45
Социальные конфликты и помощь в их разрешении

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни.

Читайте также этот материал на казахском языке
 


Например, конфликт по поводу

  • материальных ресурсов;
  • ценностей и важнейших жизненных установок;
  • властных полномочий (проблемы доминирования);
  • статусно-ролевых различий в социальной структуре (в том числе эмоционально-психологических различий) и т. д.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления не следует отождествлять. Необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности, которые, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным. Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, и какие цели преследуют субъекты противоборства.



Конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Также в психологии конфликт определяют как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Позитивные функции конфликта:

  • вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию; своевременное выявление и разрешение может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;
  • в открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;
  • многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;
  • в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;
  • способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;
  • внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.
 

В институте действует Центр конфликтологии. Здесь на областном уровне проводятся круглый стол, диалог-лекции, online-уроки, обучающие семинары по следующим направлениям:

  • пути поиска компромисса в конфликтной ситуации;
  • благоприятная среда в школе как фактор социализации ребенка;
  • социальное партнерство в предотвращении педагогических конфликтов;
  • правила ведения переговоров в конфликтной ситуации;
  • содержание работ по предотвращению и коррекции конфликтных ситуаций;
  • особенности аутодеструктивного характера;
  • пути решения школьных конфликтов.

Работа центра направлена на обучение умению решать социальные конфликты и разногласия, оказание помощи администрации и педагогическим коллективам школ всех типов в соответствии с особенностями личностного развития, создание социальных ситуаций, способствующих воспитанию.

Работа кафедры психолого-педагогического сопровождения профессионального роста учителя «Центра решения педагогических конфликтов» направлена на оказание помощи в поиске позитивных, конструктивных решений конфликтных ситуаций в гражданском обществе, распространении методов работы, оказание практической помощи.

Достижение поставленных целей осуществляется через решение задач:

  • анализ информации, мирового опыта в области конфликтологии, особенностей работы других специалистов в этом направлении;
  • осуществление совместной работы по упорядочиванию конфликтных ситуаций с другими государственными органами управления;
  • оказание помощи в поиске компромисса;
  • проведение мероприятий с целью повышения квалификации в области психологии конфликта и прав граждан;
  • подведение итогов работы центра осуществлять путем выпуска и рапространения методических рекомендаций.

Далай Лама сказал: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать всё в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас». 

Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Подготовлен с учетом изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан и одобрен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Социальные конфликты и помощь в их разрешении
 Руководитель авторского коллектива генеральный директор РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», академик, доктор технических наук, профессор С. Г. Бисакаев
Социальные конфликты и помощь в их разрешении

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты