Модель управления подушевым нормативным финансированием

73
Модель управления подушевым нормативным финансированием
Направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.

Государственной программой развития образования РК на 2011–2020 гг. предусмотрен переход организаций среднего образования, кроме малокомплектных школ, на подушевое нормативное финансирование (далее – ПНФ).

Главная цель внедрения ПНФповышение качества среднего образования.

Задачи:

  • нормирование расходов государственного бюджета на реализацию образовательного процесса в школах республики в соответствии с едиными требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО);
  • совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

ПНФ заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию ГОСО) на республиканском уровне и выделении пилотным школам бюджетных средств в расчете на одного учащегося в год.

Объем выделяемых бюджетных средств зависит от численности учащихся в школах.

Расходы на образовательный процесс включают затраты, связанные с оплатой труда работников школы, учебные расходы, а также премии и стимулирующие надбавки педагогическим работникам по результатам их деятельности и качества образовательных услуг.

Функция по обеспечению образовательной среды: коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся – остается в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ.

Стоимость обучения одного ученика различается в зависимости от вида, уровня и места реализации образовательных программ.

С 1 сентября 2013 г. начата апробация ПНФ на базе 50 пилотных школ в четырех областях республики: Актюбинской, Алматинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской.

По Южному Казахстану в эксперименте участвуют 19 школ области.

Школа-гимназия № 15 имени М. Жумабаева с 1 сентября 2013 г. начала работу по апробации программы ПНФ, которая направлена на стимулирование качества и результативности образования.

2013/2014 учебный год определен как организационный этап реализации программы, на котором осуществляется отработка основных инновационных преобразований, моделей и механизмов, способствующих повышению качества образования. В целях реализации механизма ПНФ проведена большая организационная работа: изучены и обсуждены нормативные правовые документы.

В школе создан Попечительский совет как форма коллегиального управления организацией образования, утвержденный акимом города. В его состав вошли представители акимата города, директор школы-гимназии, представители бизнеса (спонсоры), организации работодателей, выпускники школы-гимназии, родительская общественность.

Создана аналитическая группа, состоящая из руководителей МО, которая рассматривает результаты деятельности работников школы-гимназии, фиксирует в баллах в итоговом оценочном листе ежемесячно и сдает анализ экспертной комиссии для проведения мониторинга и оценки результатов деятельности работников на основе индикаторов. Утверждение итоговых оценочных листов проводится на заседании попечительского совета с оформлением письменного протокола.

Разработана программа развития школы на 2013–2018 гг., модель формирования стимулирующего фонда оплаты труда, которая легла в основу Положения об установлении стимулирующих надбавках и премий.

Положение рассмотрено на общешкольном собрании, согласовано с попечительским советом школы и утверждено на профсоюзном собрании.

Цель – усиление материальной заинтересованности работников в повышении качества учебно-воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы, мотивации работников в области инновационной деятельности и современных образовательных технологий, направленных на реализацию перспективных программ развития школы.

Деятельность работников в зависимости от степени достижения результатов оценивается баллами по каждому из индикаторов. Качество работы учителей оценивается по результатам экзаменов, творческих конкурсов, олимпиад, в которых участвовали их ученики, по результатам классного руководства, достижениям учащихся на научно-практических конференциях и т. д.

Говоря о новой системе оплаты труда учителей, можно отметить, что есть общие критерии оценки их работы. Но это не означает, что эта система критериев достаточно жесткая. В первый год эксперимента каждая школа может учитывать свои особенности, скорректировать критерии и показатели оценки деятельности педагогов.

Итоги первого года апробации механизма

  • Улучшены качественные показатели школы (успешная сдача ЕНТ – средний балл – 84. Качество обученности в среднем и старшем звене повысилось до 70 %, по результатам исследования функциональной грамотности учащихся по области заняли 2-е место).
  • Повысился образовательный уровень учителей через повышение квалификации на ваучерных курсах в НИШ; участие учителей в профессиональных конкурсах, олимпиадах, в разработках авторских программ; проведение мастер-классов, обобщение и распространение педагогического опыта на республиканском и областном уровнях. Появились материалы и публикации в СМИ.
  • Вырос имидж школы в глазах общественности, школа признана лучшей в области за счет победителей и призеров олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов; (1 обладатель гранта, победитель Международных космических исследований в области биологии, призер Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, призер международной олимпиады по информатике, призеры международных интеллектуальных конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру-математика для всех», British bvldor, «Золотое руно», «Кенгуру-лигвист», призеры всероссийских конкурсов, призеры республиканских олимпиад «Самурык», призеры интернет-конкурсов, призеры областных олимпиад по предметам, победители городских предметных олимпиад).
  • Наблюдается зависимость учителя от ученика, ученика от учителя, положительная динамика удовлетворенности учащихся и их родителей набором и качеством образовательных услуг, оказываемых школой (участие в работе кружков, спортивных секциях).
  • Внедрение стимулирующих доплат за достижения учеников меняет мотивацию учителей. Учителя стали работать после уроков, в том числе с одаренными и с отстающими учащимися, с учащимися с ограниченными возможностями, работать по разным программам дополнительного образования. В школе складывается другая атмосфера, есть прямое влияние на качество образования и на компетентность учеников.

Учитель становится не только «урокодателем», он проводит больше времени с учащимися, это имеет позитивные результаты и меняет взаимоотношения учителей и учеников в лучшую сторону.

Главное – полностью меняется мышление учителей, их отношение к школе: педагоги начинают дорожить работой, повышается мастерство, персональная ответственность за свою профессиональную деятельность, идет рост творческой активности и инициативы.

Положительные стороны ПНФ

  1. Для учащихся:
  • повышение качества знаний;
  • участие в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий;
  • заинтересованность в участии в социальных проектах.
  1. Для родителей:
  • повысилась заинтересованность родителей, они стали участвовать в работе школы, в разработке документов по стимулированию учителей за качество работы, почувствовали свою ответственность.
  1. Для школы:
  • увязка зарплаты и качества;
  • резкое усиление стимулирующей функции зарплаты
  • возможность администрации отслеживать деятельность учителя, прогнозировать и предвидеть результаты этой деятельности;
  • расширение участия представителей общественности в повышении прозрачности в начислении заработной платы и публичности в оценке результатов педагогического труда.
  1. Для руководителя школы:
  • видеть индивидуальный прогресс каждого конкретного ученика и учителя;
  • управлять высококвалифицированным персоналом;
  • стратегически коллегиально управлять процессом качества образования;
  • коллегиально использовать механизмы и приемы стимулирования инновационной деятельности педагогов;
  • связь с вузами.

Педагогический коллектив школы очень хорошо понимает главную задачу: стать школой, нужной социуму. Это гарантия успеха развития школы, стабильных и высоких зарплат учителей, реальной возможности переосмысления в целом общих перспектив и выстраивания концепции школы, способной развивать личность успешного, образованного и профессионально ориентированного школьника.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 11-2014 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль