Справочник руководителя образовательного учреждения

Роль прикладных курсов в социализации выпускников школы

  • 17 января 2014
  • 158

Для адаптации выпускника нужно еще в школе закладывать правила поведения, определенные навыки, закалять его, готовить к осознанному выбору дальнейшей профессии.

Окончание школы является переломным моментом социального развития выпускника, и от того, каким окажется этот период, во многом зависит, как сложится его дальнейшая жизнь.

Недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда характеризуется многими факторами:

  • высокой текучестью кадров среди молодежи;
  • отсутствием преемственности между требованиями школы и вуза;
  • низкой социальной активностью молодых людей;
  • недостаточной удовлетворенностью различными конкретными сторонами своей жизни.

Для адаптации выпускника нужно еще в школе закладывать правила поведения, определенные навыки, закалять его, готовить к осознанному выбору дальнейшей профессии.

В гимназии проводится работа по профориентации учащихся, ориентированная на формирование личности социально-значимой, свободной, общественно-активной, осознающей свою гражданскую ответственность, готовой к самоопределению в жизни.

Этому способствует реализация вариативной части учебного плана. Гимназический и школьный компоненты представлены широким спектром прикладных курсов и курсов по выбору, направленных на выявление и развитие способностей каждого ученика, на формирование духовно-богатой, творчески мыслящей, конкурентоспособной личности, на расширение и углубление знаний по профильным предметам.

В гимназии ведутся прикладные курсы по физике для учащихся 10–11-х классов: «Экспериментальные исследования. Механика», «Экспериментальные исследования. Молекулярная физика», «Методы решения физических задач».

Необходимость введения прикладных курсов по физике продиктована

  • социальным спросом на технические специальности, который неуклонно возрастает, а физика является базовым предметом для образования после школы, что в свою очередь требует качественной подготовки учащихся по предмету;
  • ориентиром государства на технические специальности (в силу запросов рынка труда государственный заказ на технические специальности повышается с каждым годом и соответственно увеличивается количество выпускников, имеющих возможность бесплатно обучаться в данной сфере; в связи с этим большинство учащихся гимназии в качестве профилирующего предмета выбирают на итоговой аттестации (в форме ЕНТ или экзамена) физику);
  • Президентом страны в приоритетах работы в сфере образования: «…обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей;
  • сравнительным анализом результатов ЕНТ за 5 лет, который показывает, что половина выпускников гимназии на итоговой аттестации в качестве предмета по выбору сдают физику.

Прикладные курсы «Экспериментальные исследования. Механика» и «Экспериментальные исследования. Молекулярная физика» пролицензированы Областным экспертным советом при РНПЦ «Костанай дарыны» как учебно-методические комплексы (далее – УМК).

Потребность создания авторских УМК по физике

  • Основы изучения физики закладываются в учебном процессе на теоретическом уровне, что требует углубления знаний учащихся путем экспериментальных исследований основных явлений, процессов, законов физики. Они направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика.
  • Ведение прикладных курсов – подготовка учащихся к выбору будущей деятельности, связанной с техническими специальностями. Они позволяют не только дополнить, но и расширить обязательное образование, более углубленно и содержательнее изучить многие темы программного материала (в них предусмотрено изучение вопросов, выходящих за рамки учебников), способствуют улучшению усвоения знаний, полученных учащимися непосредственно на уроках.
  • Изменения социально-экономических условий предъявляют требования к качеству фундаментальной профессиональной подготовки обучающихся, что предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, овладение технологиями исследования, развитие умения ориентироваться в различных сферах науки, быть готовым к инновационной деятельности.

Содержание УМК:

  • программы, пояснительная записка, содержание, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям учащихся;
  • пособия для учащихся с предисловием, указаниями к пользованию пособием и к выполнению экспериментальных работ прикладного курса, теоретической части с лекционным материалом, темами семинарских занятий по повторению и углублению программного материала, практической части в виде описания экспериментальных работ;
  • методические рекомендации для учителя (также с лекционным материалом и темами семинарских занятий);
  • список литературы.

Цель: модернизация учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие у учащихся ключевых и предметных компетенций, формирование научного мировоззрения, обеспечение поддержки образовательного процесса в рамках естественнонаучного профиля, создание мотивационной и ориентационной основ для выбора профессиональной деятельности, связанной с наукой и техникой.

Задачи:

  • углубление и систематизация программных теоретических знаний учащихся;
  • формирование практических умений и навыков работы с физическими приборами, выполнение измерений с помощью оборудования;
  • обучение выполнению экспериментальных исследований и измерений;
  • развитие способности самостоятельно приобретать знания, проверять результаты расчетов экспериментальным путем и объяснять результаты исследований и измерений;
  • формирование самостоятельных исследовательских и экспериментальных навыков;
  • воспитание культуры умственного труда и коммуникативных умений – работа в коллективе, группах, парах.

Актуальность – значительное место уделено практической направленности изучаемого материала. На нее отводится 80 % времени от общего числа часов.

Тематическое планирование прикладного курса по физике «Экспериментальные исследования. Молекулярная физика»

Наименование

Количество часов

Теория

Практика

(выполнение экспериментальных работ)

лекции

семинары

Прикладной курс

34

1

5

28

1

Теоретическая часть курса

Измерение физических величин и. оценка погрешностей при проведении экспериментальных исследований.

Основы молекулярной физики (углубление программного материала)

5

1

4

2

Практическая часть курса

Экспериментальные исследования

28

28

3

Итоговое занятие

(семинар или конференция)

1

1

Содержание курсов связано с учебным программным материалом и учетом познавательных возможностей. В них включены различные виды экспериментальных исследований, которые носят проблемный характер. Деятельность учащихся носит продуктивный характер.

Прикладные курсы – это возможность подготовки учащихся к выбору будущей деятельности. Они позволяют дополнить и расширить обязательное образование, углубленно и содержательнее изучить многие темы программного материала, способствуют усвоению, улучшению знаний, полученных учащимися на уроках.

При этом происходит развитие творческих задатков и начал учащихся, направленное на формирование компетентной личности – формируются коммуникабельность, ответственность, развивается познавательный интерес.

Практическая значимость: экспериментальные исследования, широко используемые при решении технических проблем и составляющие основу науки физики, являются надежным инструментом усвоения предмета, одним из способов применения теоретических знаний на практике и эффективным средством подготовки к продолжению обучения в технических вузах.

Показателем качественного обучения служит приглашение выпускников гимназии вузами на бесплатное обучение по результатам дистанционных, заочных и областных олимпиад.

Взаимосвязь уроков и прикладных курсов обеспечивает высокие результаты в обучении, развитии и воспитании учащихся в условиях высокой потребности общества в специалистах, владеющих физикой.

Ежегодно выпускники гимназии поступают в лучшие технические вузы РК.

Образование, полученное в условиях гимназии, позволяет успешно социализироваться выпускникам, добиваться определенных успехов и результатов. Наши ученики знают к чему надо стремиться, чего добиваться в жизни, каким образом готовиться, а педагогический коллектив создает для этого все условия.

Результат социализации – выпускник гимназии, освоивший основы социального опыта, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка, имеющий возможность легко конструировать свой жизненный путь.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 1-2014 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ