text
MCFR.KZ Образование

Активные формы и методы на уроках истории

  • 17 декабря 2015
  • 702

Педагогу, работающему в школе, необходимо апробировать, использовать инновационные формы, методы в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, которые помогут сформировать личность, способную решать поставленные задачи.

В системе среднего образования инновационные подходы являются неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности учащихся.

Использование методик трехуровневых курсов подготовки преподавателей включает в себя конструктивистский подход, интерактивные методы обучения.

Образовательная цель занятия определяется согласно SMART-постановке.

«SMART» – это пять принципов (критериев) формулировки целей. Идея целеполагания появилась в рамках одной из концепций современного менеджмента – Управление по целям (МВО):

  • S-pecific – конкретность (в чем она состоит).
  • M-easurable – измеримость (достигнута или нет).
  • А-chievable – достижимость (использование ресурсов: время, оборудование и пр.)
  • R-elevant – соотношение с общей, стратегической целью и работает на ее достижение.
  • Т-imebound – определение временных рамок.

Система постановки целей определяет только один результат, который надо достигнуть. Предполагает дату завершения работы, максимальную конкретность и указывает только измеряемые результаты.

При прохождении блока занятий домашнее задание включено после его изучения, а не после урока, и носит обобщающий характер по пройденной теме.

Также для определения цели помогает Таксономия Блума.

Интересна коллаборативная среда, где используются формы работы: «Дарю тебе лайк», «Я сегодня буду молодец…» «Мой друг, ты классный, потому что…», просмотр эмоционального ролика студии Pixar, минутки позитива и др.

Проблемное обучение способствует формированию следующих умений:

  • устанавливать причинно-следственную связь;
  • отвергать неверную информацию;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или выступающий;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Новые подходы к обучению предполагают формирование саморегуляции. Для чего используется на каждом уроке методика «Знаю, хочу, умею» (далее – «З», «Х», «У»), немного откорректированная учащимися для комфортного обучения (убрали пункт «осталось узнать»). Использование этой стратегии помогает

  • систематизировать материал;
  • в создании возможности для дополнительной оценки работы и дискуссии с учителем;
  • планировать свою исследовательскую деятельность;
  • в развитии умения определять понятийный аппарат, связанный с темой.

Заполняя графу «З», ученики составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и систематизирует их высказывания.

При заполнении графы «Хотим узнать» учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые порождают мотивацию к их удовлетворению. Самостоятельно определяются основные понятия и направления изучения темы при заполнении графы «Х».

Вместо ролевой игры внедрен метод «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема), который способствует эффективному погружению учащегося в предметное содержание. Приобретенные знания помогают импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям. «РАФТ» можно использовать как ответ на проблемный вопрос или для закрепления материала урока.

На этапе обобщения и выполнения заданий формула «ПОПС» (позиция, обоснование, примеры, следствие) стала основой для проведения каждого урока. Ценность технологического приема – позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме, как в группах, так и для всего классного коллектива, развивает словарный запас учащихся.

Для проверки понятийного аппарата на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно-обобщающих уроках используется «Синквейн».

На уроках истории адаптирована схема «Фишбоун» (в переводе «рыбья кость»). В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На нем есть косточки. На верхних – ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних – описываются факты, подтверждающие наличие сформированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

«ИНСЕРТ» – прием работы с текстом, при котором используются маркеры:

  • «V» – уже знал;
  • «+» – новое;
  • «–» – думал иначе;
  • «?» – не понял, есть вопросы, прививают навыки грамотного чтения.

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после заполняют таблицу, где значки – заголовки столбцов. Кратко заносится информация.

Памятка «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»

  • Делайте пометки.
  • Их возможные варианты: 2 значка «+» и «V», 3 – «+», «V», «?», или 4 – «+», «V», «–», «?».
  • Ставьте маркеры на полях по ходу чтения текста.
  • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество пометок увеличится.
  • Следующий шаг – заполнение таблицы, количество колонок которой соответствует числу значков маркировки

На занятиях используются «толстые» и «тонкие» вопросы (для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ – тонкие вопросы, и те, на которые ответить столь определенно невозможно – толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)[ЛТ1] , которые задаются как учителем, так и учащимися при закреплении пройденного материала (в парах, группах или всему классу).

Необходимо введение четких критериев оценивания при выполнении заданий, взаимооценивании и самооценивании. Учащемуся дается матрица с баллами. Ученик должен знать, как его работа будет оцениваться и что он должен сделать, чтобы получить положительную оценку, а также видеть перспективный уровень, который необходимо достичь.

Применение педагогических приемов положительно влияет на учебный процесс, развитие учащихся и мотивацию.

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 12-2015


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться