MCFR.KZ Образование

Продуктивное взаимодействие педагога и студентов

  • 9 августа 2018
  • 58
Продуктивное взаимодействие педагога и студентов

Современная педагогическая наука изменила свои ведущие принципы: от активного одностороннего воздействия (принятого в авторитарной педагогике) переходит к взаимодействию, в основе которого всегда лежит совместная деятельность, сотрудничество и сотворчество педагогов и обучающих.

В колледже учителя-практики разрабатывают различные подходы, модели, содействующие организации продуктивного взаимодействия.

Определенное прогнозирование предстоящего общения педагог осуществляет и в обычное время, когда готовится к серьезному и ответственному разговору. Идет коммуникативная подготовка к деятельности.

Условием плодотворной взаимосвязи является эмоциональное единство преподавателя и студентов, помогающее ему заранее предвидеть возможную атмосферу урока, ощутить, как сложатся взаимоотношения, увидеть перспективу их развития и на основе всего этого спланировать коммуникативную деятельность.

Моделирование предстоящего общения в значительной мере определяет дидактические аспекты урока, формирует у педагога определенную установку на взаимодействие с группой на начальном этапе. Этот период условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой преподаватель берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении разговором.

Руководство общением – важнейший элемент продуктивного взаимодействия. Основная задача – овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть ее теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога.

В первые моменты контакта с группой учитель должен уточнить возможности работы при помощи избранного метода, общее настроение и психологическую готовность студентов. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную роль в общении.

 Каждый человек по-разному участвует в диалоге: может быть инициатором, субъектом, в разных ситуациях активным или пассивным участником взаимодействия. Инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом. Познавательный поиск на уроке и совместная творческая деятельность педагога и обучаемых осуществляется через организацию плодотворной взаимосвязи.

Способы завоевания первенства в общении:

  • оперативность при организации изначальной связи с группой;
  • быстрый переход от организационных процедур (приветствия, усаживания) к деловому и личностному диалогу;
  • эффективное достижение социально-психологического единства с учащимися, формирование чувства «мы»;
  • введение личностных аспектов во взаимодействие со студентами;
  • нахождение ярких, притягательных целей коммуникативной деятельности и показ путей к их достижению;
  • общее и ситуативное взаимопонимание, формирующее у студентов потребность во взаимодействии с педагогом.

Успешность зависит от степени коммуникативной культуры учителя, умения быстро устанавливать контакты. В этом проявляется уровень его нравственной воспитанности. Учащиеся ценят интеллигентность и деликатность преподавателя, его умение быть вежливым, корректным, способность сочувствовать им, быть искренним. Большое значение имеет умение подать себя, или самопрезентация. Это помогает студентам создать его образ, смоделировать плодотворное взаимодействие.


Как организовать внеурочную деятельность студентов?

Nyrjanova

А. А. Нуржанова

преподаватель казахского языка Социально-гуманитарного колледжа, г. Алматы
О создании благоприятных условий для развития творческой индивидуальности, способностей, склонностей, интересов каждого студента, обучения подростков использовать свободное время с пользой (знакомство с различными видами деятельности, направленными на раскрытие способностей), а также с целью формирования желания культурного саморазвития, участия в коллективной жизни в группе, обеспечения самореализации, мотивации поведения и деятельности, развития потребности в здоровом образе жизни (работа ориентирована на устойчивое формирование у студентов знаний и умений, позволяющих сохранить здоровье) рассказывает автор в данной статье.

Учебный диалог требует равенства, уважения, доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы.

Продуктивное сотрудничество осуществляется при включении каждого учащегося в решение коммуникативных задач не в конце, а в начале усвоения нового предметного содержания. В процессе совместной деятельности воплощаются отношения ответственной зависимости, создаются условия для перехода от монологического стиля общения к диалогическому, от авторитарной формы – к авторитетной.

Для успешного общения необходима эмоционально-психологическая настройка: обсуждение регламента урока, время и очередность выступлений, подготовка материалов. При вхождении в диалог учителем заранее задаются вопросы для обсуждения в малых группах, используются продуктивные способы руководства ходом дискуссии.

Приемы связаны с отношением к студентам как к равноправным партнерам, с умением их слушать. На уроках преподавателями часто применяется прием «слушать всем телом», то есть принимать позу навстречу студенту – «глаза в глаза».

В ходе диалога учащимся необходимо время, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы, помощь в формировании высказываний, наводящие вопросы, пояснение реплик. В процессе подготовки к урокам лучше избегать некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность. При сложных темах учитель самостоятельно готовит материал и выбирает формы уроков, выделяет основные темы, учитывает знания, интересы, склонности конкретных студентов, побуждая их тем самым к самостоятельному познанию или исследованию.


 При изучении творчества писателей и поэтов этапы биографии можно представлять выступлениями групп. Отбор, распределение материала, форма выступлений определяются студентами самостоятельно. Одни из них составляют хронологические таблицы, другие – материалы оформляют в виде плана или тезисов, третьи – в виде синквейна или кластера. Интересными и содержательными являются уроки, проведенные в форме заочной экскурсии с использованием диалога, той коммуникативной среды, когда идет обмен мнениями, разрешаются проблемы, реализуются творческие замыслы.

Различные формы и виды работы организации совместной деятельности позволяют совершенствовать процесс взаимопонимания, навыки общения, умение коллективного творчества, дают возможность ощутить личностную значимость. Что способствует росту активности в выработке собственных суждений и является продуктивной.

Эффективные виды урока:

  • беседа;
  • размышление;
  • дискуссия.

Любая мысль начинается со слова. Методы «задай вопрос» и «советующий учитель» являются продуктивными на уроках литературы. Цель – попытка создать поле выбора для их поиска, сформировать ощущение, что студенты сами могут стать автором своего обучения. Основным средством концентрации внимания и развития диалога являются вопросы. Их могут задавать не только педагог, но и студенты:

  • В чем отличие любимого героя от положительного? Нелюбимого от отрицательного?
  • Чем отличается зло, совершенное любимым героем, от зла, совершенного нелюбимым героем?
  • Как вы понимаете слова «война» и «мир» применительно к характеристике любимого и нелюбимого героя?
  • Что общего у Л. Толстого и Б. Пастернака в восприятии такого явления как красота?

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



<div class="replacementBlock" data-placeholder="1"></div>

Приемы активизации мыслительной деятельности:

  • резюме сказанного по основной теме дискуссии;
  • панорамный обзор фактических сведений;
  • повторение сложных высказываний;
  • анализ хода обсуждения материала.

В атмосфере партнерства и успеха, свободного общения, студенты учатся работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями. Основательная подготовительная работа предшествует самому уроку. При распределении материала учитываются индивидуальные особенности учащихся. Разнообразные виды работы в группах, различные формы организации совместной деятельности позволяют совершенствовать процесс взаимопонимания, навыки общения, формируют умение соотносить свои действия с действиями других.

Для проведения итоговой рефлексии используются вопросы:

  • Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
  • В чем мы не достигли успеха и почему?
  • Отклонялись ли мы от темы?
  • Все ли принимали участие в обсуждении?

Построение урока-диалога предполагает приоритетное использование языка (вербального, невербального) как средства аргументации, работу со смыслами его участников. Проверка эффективности урока-диалога подтверждается полученными результатами:

Критерии оценки коммуникативных умений студентов

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Активен в общении.

Умеет слушать и понимать речь.

Строит общение с учетом ситуации.

Легко входит в контакт со сверстниками и педагогом.

Ясно и последовательно выражает свои мысли.

Умеет пользоваться формами речевого этикета

3

Высокий

2

Умеет слушать и понимать речь.

Участвует в общении чаще по инициативе других.

Умеет пользоваться формами речевого этикета

2

Средний

3

Малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом.

Невнимателен.

Не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

Низкий

Анализ и обработка результатов показывают, что в процессе общения происходят положительные изменения у большинства студентов, так как репродуктивные и продуктивные методы органически сливаются. Благодаря учебному диалогу создается атмосфера раскованности, свободы мышления.

Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, а взаимодействие педагога и студента при таком подходе является продуктивным. 

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться