Здоровьесберегающие технологии в детском саду

55
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Целостность педагогического процесса в детском саду обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольной организации (далее – ДО), уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е., какими программами пользуются педагоги.

Перед детским садом и родителями стоит большая работа – создать условие для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений.

Проект «Реализация здоровьесберегающих технологий
в детском саду»

Описать: проект по оздоровлению дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий.

Разработать: методику применения здоровьесберегающих технологий.

Объект: физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: уровень физической подготовленности и показатели здоровья детей

дошкольного возраста.

Работу начали с методов исследования: анкетирование, беседы, тестирование.

Актуальность темы: жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни (далее – ЗОЖ). Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрастных особенностей, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Перспективность: здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться, если будет разработана система работы педагога с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием здоровьесберегающих технологий, т. е новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к ЗОЖ.

Цель проекта: внедрить здоровьесберегающую технологию в детском саду, укрепить и повысить уровень здоровья ребенка; приобщение педагогов, родителей и их детей к физической культуре и ЗОЖ.

Научно-методическое обоснование: успешное решение поставленых задач и выполнение требования Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания). И поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя комплекс здоровьесберегающих технологий.

Новизна: использование здоровьесберегающих оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Задачи:

  • обеспечить качественную педагогическую работу детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей;
  • внедрить в обучение здоровьесберегающие технологии;
  • преемственность с оздоровительными центрами;
  • сотрудничество с родителями.

Этапы реализации проекта

Проектирование: подготовка материально-технической базы детского сада (медицинский кабинет, физкультурный зал, бассейн, в группе – уголки с соответствующими нормам), ознакомление с целями проекта.

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Время

1

Луковый и чесночной букет

Применяют перед профилактикой инфекционных заболеваний , проводится в группе

После утреннего проветривания группы, почистив чеснок и лук, ставят на шкафы и столы

Воспитатель, помощник воспитателя

07:00–07:30

2

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей

Воспитатель

08:15–08:30

3

Оксолинновая

мазь

Применяют при приеме детей в утрениие часы или после утренней гимнастики

Утром при приеме детей родители или воспитатель данной группы наносят мазь на слизистую оболочку носа

Родители, воспитатель, медицинская сестра

07:30–09:00

4

Физкультурные занятия

2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДО. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение

Воспитатель, руководитель физического воспитания

Возрастные особенности детей: младший возраст – 15–20 минут, средний – 20–25,

старший – 25–30

5

Динамические паузы

Во время занятий 2–5 минут. По мере утомляемости детей, начиная со 2-й младшей группы

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Комплексы физкультминуток могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатель

В течение дня

6

Натуральный сок

Каждый день второй завтрак, витаминизация

Все группы

Воспитатель, помощники воспитателя

10:00–10:30

7

Прогулка, подвижные и спортивные игры

Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Используется только элементы спортивных игр

Руководитель физического воспитания

10:00–12:00

8

Йодомарин

Применяют во всех группах: профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода (по назначению)

Лекарство дается под присмотром

Воспитатель, медицинская сестра

В утренние часы

9

«Вкусная еда»

В день 4-разовое питание, необходимое для организма ребенка: мясо, рыба, печень, молочные продукты, овощи-фрукты

Продукты питания выдаются по утвержеденному меню

Директор,

медицинская сетра, кладовщик воспитатели

4-разовое питание

10

«Сладкий сон»

В каждой группе по режиму дня

Применять спокойную музыку при укладывании и подъеме детей

Воспитатели

Во 2-й половине дня

11

Игровой час (бодрящая гимнастика)

Ежедневно после дневного сна, 5–10 минут.

1-я и 2-я младшая группы

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях. Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений

Воспитатели

После сна

12

Упражнения для рук и органов дыхания

Используют шар, массажный мяч и жгут

Применяют после закаливающих процедур

Воспитатели

Во 2-й половине дня

13

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

В течение дня

14

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой и всей группой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время

Воспитатели, логопед

Свободное время

15

Ревит. Поливит. Витаминизация

Начиная с младшего возраста, дают детям в утренние часы

Витамины дают под присмотром взрослого

Воспитатели, помощник воспитателя,

медицинская сестра

в 1-й половине дня

Мероприятия проводятся в присутствии педагога-психолога

1

Физкультурные досуги, праздники

1 раз в квартал в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

В течение дня

2

Ритмопластика

После приема пищи 2 раза в неделю по 30 минут, начиная со средней группы. Ритмика проводится со всеми в музыкальном и физкультурном залах

По мере возможности уделять особенное внимание всем детям

Хореограф

1 раз в неделю

3

Плавание, купание

1 раз в неделю выезд в бассейн, начиная со старшего дошкольного возраста

Раздел программы «Спортивные упражнения, плавание»

Инструктор по плаванию, воспитатели

Лето

4

Арт-терапия

Сеансами по 10–12 занятий по 30–35 минут.

Со средней группы

Воспитатели, старшая медицинская сестра, руководитель физического воспитания

Воспитатели

В 1-й половине дня

5

Технология музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или отдельные занятия 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

1 раз в две недели

6

Сказкатерапия

2–4 занятия в месяц по 30 минут со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

во 2-й половине дня

7

Технология воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели

В течение дня

8

Психогимнастика

1–2 раза в неделю со старшего возраста по 25–30 минут

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели

В течение дня

9

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей. Педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

в 1-й половине дня

10

Библиотерапия

Сеансы по 6–8 человек в группе, по 10–12 занятий в музыкальном зале, в группе, начиная с младшего возраста

Лечение книгой, формирование поведенческой реакции

Воспитатели

В течение дня

11

Технология эстетической направленности

Реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги

В течение дня

Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка-стойкую мотивацию на ЗОЖ.

Паспорт здоровья. Работа детского сада направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуется здоровьесберегающая технология в тесной связи с оздоровительными центрами. Каждый год воспитанники проходят медицинский осмотр с узкими специалистами. С каждым годом снижается уровень простудных и других заболеваний, улучшается показатель физического развития, повышается физическая подготовленность детей.

Маршрут реализации. Это индивидуальная и поисковая работа детского сада, осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинского и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Являясь участниками этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса

Педагоги теоретически подготовлены к проведению инновационной деятельности: изучена литература, проанализированы ресурсы, выявлены проблемы по использованию здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе с учетом возрастных особенностей детей в группах.

Источник: журнал «Методист организации образования»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль