Дополнительное образование в современной школе

28
Основной целью образовательной деятельности является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.

Образоваетльный блок

Основу современного дополнительного образования (далее – ДО) детей составляет масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Тематика разнообразна: это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, спортивно-оздоровительного и других направлений. Нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать объектом изучения в ДО.

ДО вносит вклад в обеспечение вариативности начальной и основной школы. Многие программы стали прямым продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки.

Образовательные программы

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам, формируя к ним повышенный интерес;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • приближают содержание базового образования к насущным потребностям общества и личности, чем придают процессу обучения личностно-значимый для многих учащихся смысл;
  • реально адаптируют детей к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Образовательный процесс в системе ДО представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

В основе любой дидактической системы лежит определенная философия, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т. п.

Основные образовательные философии:

  • когнитивная, направленная на развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • личностная – на эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Это два противоположных направления: с одной стороны, – надличностный подход к ребенку, с другой – интерес к индивидуальности ребенка, его неповторимой судьбе.

Педагогические поиски сегодня направлены на переход от когнитивной философии образования к личностной, в связи с чем взят курс на вариативность образования.

Образовательная деятельность в системе ДО имеет свои конкретные, присущие только ей характерные черты:

  • осуществляется детьми в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;
  • характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), отсутствием жесткой регламентации и жестко заданного результата;
  • направлена на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий;
  • носит неформальный и комфортный характер для всех ее участников.

Основной целью образовательной деятельности является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.

Направленность:

  • традиционная – преподавание строится по типу школьного, предметно-ориентированного;
  • личностно-развивающая – приоритет отдается развитию личности ребенка, его физических, познавательных, психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.) и в итоге – творческих способностей.

Функции

  • Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.
  • Воспитательная – формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.
  • Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.
  • Компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.
  • Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.
  • Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.
  • Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.
  • Социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.
  • Самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Принципы:

  • гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости;
  • демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
  • детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса;
  • дифференциации и индивидуализации – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности;
  • увлекательности и творчества – развитие творческих способностей; творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • системности – преемственность знаний;
  • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
  • природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, адаптация детей к современным условиям жизни общества.

Использование перечисленных выше принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, вырабатывать педагогическую стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.

Требования к образовательному процессу:

  • иметь развивающий характер – направлен на развитие у детей природных задатков, реализацию интересов;
  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию (способствовать развитию общих и специальных способностей детей);
  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – примерных, модифицированных, авторских; все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до их включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы использование не принесло вред физическому и психическому здоровью учащихся;
  • базироваться на развивающих методах обучения;
  • использовать диагностику интересов и мотивации детей, для того чтобы обеспечить многообразие видов деятельности и форм их осуществления.

ДО обладает значительным потенциалом для решения задачи профильного обучения в старшей школе.

Задача профилизации – создать такие условия, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и более способен. Сделав подобный выбор, он вправе рассчитывать на то, чтобы получить такой уровень подготовки, который обеспечит ему возможность поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение, соответствующее направленности его интересов.

С введением профилизации преследуется и еще одна цель – обеспечить преемственность старшей ступени школы с организациями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения. Однако в любом случае тот или иной профиль складывается из курсов трех типов:

  • базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения;
  • профильные общеобразовательные предметы, т. е. курсы повышенного уровня, углубляющие в старшей школе базовые предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
  • элективные курсы, т. е. курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся.

Образовательные программы современного ДО

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам, формируя к ним повышенный интерес;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • приближают содержание базового образования к насущным потребностям общества и личности, чем придают процессу обучения личностно значимый для многих учащихся смысл;
  • реально адаптируют детей к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Своеобразие ДО в школе проявляется

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Предлагаемые действия являются лишь первым шагом на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное – сделать его. Дальнейшее будет зависеть от вашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 1-2014 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль