text
MCFR.KZ Образование

Логическое мышление школьников

  • 6 октября 2016
  • 75
Логическое мышление школьников

Устойчивый интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12–13 лет. Поэтому учитель должен заинтересовать учащихся, показать, что размышления над трудными нестандартными задачами могут доставлять радость.

В этой связи практика внедрения спецкурса «Логическая математика» в 5-х классах позволит развить умение мыслить логически, делать выводы, используя приемы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Программа спецкурса по математике «Логическая математика», 5-й класс

Пояснительная записка

Математика – это язык не только науки и техники, но и человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни.

Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает конкретные математические знания и определенный стиль мышления.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

Программа спецкурса «Логическая математика» предназначена для обучения учащихся 5-го класса решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики.

Актуальность курса заключается в углублении знаний и развитии интереса к предмету у учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, в освоении ими приемов аналитико-синтетической деятельности при решении математических нестандартных задач.

Цель: развитие у учащихся мышления, математических способностей и интереса к математике, формирование умения и навыков решения нестандартных задач.

Задачи:

  • Расширение и углубление знаний по математике.
  • Развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Знакомство с основными приемами решения нестандартных задач.
  • Углубление знаний учащихся по отдельным вопросам математики.
  • Освоение материала, не рассматриваемого в школьном курсе математики, на популярном, практическом, игровом уровне.

Программа спецкурса рассчитана на 34 часа практических занятий различного типа (практикумы, математические исследования). Для того, чтобы курс получился привлекательным и интересным, планируются разнообразные формы работы: задачи с необычным содержанием, математические приемы в практической жизни, соревнования, а также использование электронных учебных пособий (динамические модели для решения задач, «конструктор» по составлению задач учителем).

Курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопросов, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности. Основные формы организации учебных занятий: объяснение, практическая работа, творческие задания.

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 ч.)

Роль математики в практической жизни. Нестандартные задачи. Примеры решения некоторых задач.

2. Натуральные числа (6 ч.)

Составление выражений. Головоломки. Числовые ребусы. Четность. Приемы устных вычислений.

3. Геометрия в пространстве (2 ч.)

Задачи с кубом и прямоугольным параллелепипедом.

4. Занимательные задачи (5 ч.)

Ребусы, шифровки. Шифровка различных текстов методами математики. Переливания. Дележки при затруднительных обстоятельствах, взвешивания.

5. Логические задачи (7 ч.)

Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений. Комбинации и расположения.

6. Задачи-шутки (2 ч.)

Задачи, правильное решение которых требует не дополнительных знаний, а внимательного чтения условия.

7. Делимость чисел (3 ч.)

Признаки делимости. Принцип Дирихле.

8. Математические игры (2 ч.)

Использование свойств чисел в занимательных играх.

9. Геометрия на клетчатой бумаге (3 ч.)

Рисование на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино.

10. Старинные задачи (2 ч.)

Решение старинных задач народов средней Азии и России.

 11. Итоговое занятие (1 ч.)

Ожидаемые результаты

Знать:

  • Приемы решения числовых ребусов, устных вычислений.
  • Способы решения занимательных задач на переливания, дележи, переправы, взвешивания и т. д.
  • Способы решения логических задач, простейших комбинаторных задач.
  • Понятия о задачах с кубом и прямоугольным параллелепипедом, разрезание фигур на равные части, старинные задачи народов средней Азии и России.

Уметь:

  • Составлять числовые и буквенные выражения.
  • Применять
  • признаки делимости при решении задач;
  • свойства чисел в различных занимательных играх.
  • Решать
  • задачи с кубом и прямоугольным параллелепипедом, разрезания фигур на равные части;
  • старинные задачи;
  • занимательные задачи на переливания, дележи, переправы, взвешивания и т. д.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Часы

№ урока

Дата

1.

Вводное занятие

1

1

2. Натуральные числа (6 ч.)

2.1

Составление выражений

1

2            

2.2

Головоломки

1

3

2.3

Числовые ребусы

1

4

2.4

Четность

2

5–6

2.5

Приемы устных вычислений

1

7

3. Геометрия в пространстве (2 ч.)

3.1–3.2

Геометрия в пространстве

2

8–9

4. Занимательные задачи (5 ч.)

4.1

Ребусы, шифровки

1

10

4.2

Переливания

1

11

4.3

Дележи при затруднительных обстоятельствах

1

12

4.4–4.5

Взвешивания

2

13–14

5. Логические задачи (7 ч.)

5.1–5.2

Понятие о логических задачах

2

15–16

5.3–5.4

Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений

2

17–18

5.5–5.7

Комбинации и расположения

3

19–21

6. Задачи-шутки (2 ч.)

6.1–6.2

Задачи-шутки

2

22–23

7. Делимость чисел (3 ч.)

7.1–7.2

Признаки делимости

2

24–25

7.3

Принцип Дирихле

1

26

8. Математические игры (2 ч.)

8.1–8.2

Математические игры

2

27–38

9. Геометрия на клетчатой бумаге (3 ч.)

9.1

Рисование на клетчатой бумаге

1

29

9.2

Разрезание фигур на равные части

1

30

9.3

Игры с пентамино

1

31

10. Старинные задачи (2 ч.)

10.1–10.2

Старинные задачи

2

32–33

11. Итоговое занятие (1 ч.)

1

34

С помощью спецкурса «Логическая математика» учащиеся более успешно планируют свою деятельность, прогнозируют ситуации, последовательно и точно излагают мысли, обосновывают жизненную позицию.

Логические задачи имеют высокий дидактический и воспитывающий потенциал, а выводы, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтверждают эффективность спецкурса.

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 10-2016

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться