text
MCFR.KZ Образование

Обучение детей с ЗПР

  • 21 сентября 2018
  • 1088
Обучение детей с ЗПР

Среди учеников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети с задержкой психического развития, которые обучаются по коррекционной программе.

Читайте эту статью на казахском языке
Задержка психического развития

Задержка психического развития (далее – ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Причины:

Задержка психического развития проявляется в разных вариантах отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Основные черты детей с ЗПР:

  • низкая работоспособность;
  • незрелость эмоций, воли, поведения;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарный запас;
  • отсутствие навыков интеллектуальной и игровой деятельности;
  • замедленное восприятие;
  • трудности словесно-логических операций.

 У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Психологические особенности детей

с задержкой психического развития в учебной деятельности

При психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР выявляется ряд черт, отличающих их от умственно отсталых детей. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий.

В то же время у них отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью тормозит их обучение и развитие.

Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, возникают затруднения в усвоении учебного материала:

  • они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова;
  • допускают ошибки в письменных работах;
  • вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
  • неспособны оценить результаты своих действий.

Иногда такие дети активно работают в классе, выполняют задания вместе со всеми, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях появляются значительные пробелы.

В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности. Они проявляются чаще всего при решении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения, и выполняемых в спокойной доброжелательной обстановке.

В такой атмосфере дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).

При проведении целенаправленной работы к 3–4 классу у некоторых детей с ЗПР развивается интерес к чтению. Многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по тексту, при помощи взрослых могут выделить в нем главное, интересные рассказы вызывают у них бурную эмоциональную реакцию.

Вне класса такие дети активны, их интересы, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторым нравятся тихие, спокойные занятия: лепка, рисование, конструирование, они с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Однако большинство предпочитают подвижные игры.

Дети с ЗПР любят ходить на экскурсии, в театр и кино, посещать музеи, заниматься физкультурой и спортом. Несмотря на явную двигательную неловкость, недостаточную координированность движений, в процессе обучения школьники достигают значительных успехов.

Однако к таким ученикам не применимы условия и требования, предусмотренные для учеников обычной школы. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения не позволяют соблюдать требования общеобразовательной школы.

Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, непродолжительно. Они способны работать на уроке 15–20 минут, затем устают, интерес к занятиям пропадает. Снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, появляются ошибки.

В итоге объем знаний, усвоенный детьми в период нормальной работоспособности, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется.

Знания остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. У детей развивается неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе они теряются, начинают нервничать, не могут выполнить элементарные задания.

Дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: к примеру, выполнив пример на деление, нередко проделывают эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение.

В возрасте 7–8 лет такие дети тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время он для них остается игрой: они могут встать, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку.

Утомляясь, начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, бесцельно смотрят в окно, не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, играют разными предметами.

Понимая свои затруднения в учебе, некоторые учащиеся пытаются самоутверждаться: подчиняют себе более слабых физически товарищей, совершают рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.).

Если своевременно не принять соответствующие воспитательные меры, неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера.

Коррекционная работа с детьми

с задержкой психического развития

При коррекционно-развивающем обучении важно наблюдать за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов проводится не менее 1 раза в четверть на малых педагогических советах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся.

Учитель проводит занятие с учетом выявленных у детей индивидуальных проблем в развитии и обучении. Обращает внимание на его психическую деятельность: память, внимание, мышление, речь, отношение к учебе и другим видам деятельности и использует разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий.

Ученики, имеющие речевые нарушения, направляются к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически к индивидуальным занятиям привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за "нерабочего" состояния во время уроков.

На таких занятиях не должно быть "натаскивания" и формального подхода. Можно использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем и т. п. помогают в решении многих образовательных задач:

  • формируется пространственное представление;
  • умение сравнивать и обобщать предметы и явления;
  • анализировать слова и предложения различной структуры;
  • осмысливать учебные и художественные тексты;
  • развивается навык планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета.

Специальная работа на занятиях посвящена коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся навыков и умений, например: каллиграфии (умение видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавность, беглость, выразительность), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т. п.

В некоторых случаях на индивидуальных занятиях можно научить, как пользоваться дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.

Организация и контроль проведения коррекционных занятий возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Коррекционно-развивающее обучение предполагает глубокое понимание педагогом основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для его интеллектуального развития.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты