MCFR.KZ Образование

Психологический комфорт на уроке

  • 6 февраля 2019
  • 146

Психологический комфорт – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

Читайте также эту статью на казахском языке

Создание психологического комфорта на уроке является одной из важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт является своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы или становится пассивным и замкнутым.

★ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ★

Мастер-класс «Формула успеха»
Психологический комфорт на уроке

М. А. Лапина

учитель самопознания, психолог КГУ «Средняя школа № 14 имени Д. Карбышева» акимата города Рудного

ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ:
План
Ход проведения мастер-класса
Инсценировка
Групповая игра

Творческая деятельность. Работа в группах

Цель: на основе ведущих целевых направлений вывести формулу успеха.

Задачи:

  • подвести к осознанию отличия между целью и желанием;
  • способствовать умению делать правильный выбор в движении к цели;
  • создать условия для доверия своим внутренним возможностям;
  • довести до сознания, что успех – это достижение каждой конкретной цели.

Форма проведения: мастер-класс в форме интегрированного занятия урока самопознания и психологической подготовки в 9–11-х классах.

Создание психологического климата

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, развивает состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения.

При первой встрече с учениками педагог должен определить атмосферу класса. Если атмосфера неблагоприятная, учитель старается изменить ее, что положительно влияет на улучшение и закрепление взаимоотношений в группе.

Зачастую психологический климат зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего – это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни. Показатель, определяющий климат, – отношение к событию, протекающему в данный момент.

Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом. Неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом имеет иной отклик – сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку защищенность и психологический комфорт, возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий.

Формы работы на уроке

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Технологическое влияние обеспечивается совокупностью следующих операций:

  • Установление личных контактов. Они должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Учитель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешную работу, демонстрирует симпатию и доброжелательность.
  • Подбадривающее, одобрительное отношение. Во совместной работе с детьми должно преобладать поощрение. Оно относится как к деятельности, так к внешним и внутренним достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

  • Деловое (приглашение к деловым отношениям): «Займемся, ребята, общим для всех и очень нужным для каждого делом. Для сначала договоримся, как будем работать, согласны?», «Кто может предложить другое?»
  • Личностно-доверительное: «Я уверена, что вы это сделаете для меня, ведь это совсем не трудно»; «Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу». Такая форма полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать со взрослыми на равных. Такое отношение подчеркивает их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
  • Эмоционально-личностное: «У меня, ребята, был сегодня тяжелый день, и вы тоже устали к шестому уроку – побережем друг друга» или: «Я знаю, у вас сегодня была контрольная по математике – как справились, трудная?.. Так устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное – зафиксировать общие переживания всего класса и показать свою заинтересованность. Такое отношение возможно и индивидуально к ученику.

Учитель в течение дня делает детям немало замечаний. Ученики забывают тетради, на уроках смотрят в окно, мешают соседу по парте и т. д. На всё необходимо реагировать быстро, зачастую на раздумье времени нет. Однако замечание – опасное оружие. Нередко именно они становятся причиной затяжных конфликтов.

Замечание должно быть корректным, иметь воспитательную цель.

Пример:

  • Ребята, я вижу разбросанные на полу бумажки…
  • Не могу найти журнал, который лежал на столе…
  • Сложно говорить, когда меня перебивают во время объяснения…
  • Просьба не рисовать на партах и не оставлять мусор …
  • В целях безопасности в классе надо вести себя спокойно…

Создание атмосферы психологической поддержки в классе

Во время учебного процесса учителю необходимо

  • демонстрировать детям полное доверие;
  • помогать в формулировке и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
  • исходить из того, что у ребят есть внутренняя мотивация к учению;
  • быть для них источником разнообразного опыта, помогать в решении той или иной задачи;
  • развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать группе свои чувства;
  • стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Источник: Журнал «Справочник классного руководителя» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться