text
MCFR.KZ Образование

Поисково-экспериментальная деятельность

  • 3 ноября 2015
  • 44
Автор журнала «Справочник руководителя дошкольной организации», заведующая КГУ «НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей дошкольное учреждение № 99 «Жемчужинка», г. Усть-Каменогорск

Объектами исследования в образовательной области «Познание» являются предметы окружающей действительности и явления природы.

Основная цель деятельности педагогического коллектива – обеспечение качества освоения ГОСО дошкольного образования, где одним из приоритетных направлений является формирование познавательных потребностей дошкольников. Данное направление носит поисково-исследовательский характер и применяется во всех видах деятельности дошкольников.

Результаты интеллектуального развития старших дошкольников в нашей дошкольной организации (далее – ДО) показывают положительную динамику, это можно рассмотреть на примере умственной операции – обобщение. На начало года высокий уровень составляет 42 %, к концу 2015 г. – 67 %. Эти показатели указывают на то, что дети умеют не только наблюдать и сравнивать, но также обобщать и делать выводы.

Результаты интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

за 2014–2015 учебный год

Уровень развития

Установление закономерностей

Аналогия

Обобщение

Умозаключение

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Высокий

32

55,5

27

61

42

67

39

59

Средний

40

33,5

48

32

37

32

43

33

Низкий

28

11

25

7

21

4

18

8

Объектами исследования в образовательной области «Познание» являются предметы окружающей действительности и явления природы. Например, в разделе по ознакомлению с окружающим миром дети исследуют превращение зернышка в каравай, в разделе по ФЭМП дошкольники определяют свойство и вес воздуха, что является первоначальным этапом знакомства с физикой. В разделе «Экология» ребята исследуют процесс выращивания комнатных растений.

Интеллектуально-творческие игры, которые ежегодно проводятся в средних и старших возрастных группах, включают задания по 5 образовательным областям, именно здесь раскрываются интеллектуальные и творческие способности дошкольников.

Данное мероприятие имеет продолжение в начальном звене научно-исследовательского центра развивающего обучения школы «Восток» для одаренных детей, куда из нашей ДО переходит большинство детей.

С исследовательской деятельностью тесно связана проектная, основным содержанием которой является патриотическое, нравственное воспитание. С помощью одного из наших проектов «Герои Великой Отечественной войны» семья Эрдман и их сын Володя, воспитанник старшей группы, нашли, где захоронен их прадедушка Черкасов Петр Денисович, который без вести пропал в 1942 г. Многогранная работа с проектами в дошкольном воспитании дает возможность сблизить детей, родителей и педагогов, результатом сотрудничества в данном направлении является проведение фестивалей творческих проектов, в которых принимают участие дети от 3 до 6 лет, тематика выбранных тем соответствует возрастным особенностям участников.

Основополагающими направлениями проектной деятельности являются:

–   обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие

–   познавательных способностей;

–   творческого воображения, мышления;

–   коммуникативных навыков.

На основе этих направлений мы выделили принципы, которые определяют этапы формирования системы проектирования:

  • Гумманизация – ориентация образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников, педагогов и родителей.
  • Диверсификация – широкий выбор образовательных тем, форм организации развития и т. п.
  • Стандартизация – ориентация проектной деятельности на реализацию государственного образовательного стандарта.
  • Многоуровневость – организация этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности. При этом каждый уровень – период обучения и развития, который имеет свои цели, задачи, сроки и специфические особенности.
  • Индивидуализация – развитие личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ним в процессе подготовки и защиты проекта.
  • Информатизация – широкое использование в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.

Проблемы, с которыми столкнулся наш коллектив, заключаются в необходимости создания педагогических условий, необходимых для осуществления проектной деятельности дошкольников, а именно:

  • формирование у дошкольников предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • освоение разных методов проектирования, способствующих решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;
  • способность к использованию специальной терминологии, обучение детей в построении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи, стоящие перед коллективом по формированию познавательной компетентности у дошкольников:

  • обеспечение качества освоения образовательной области «Познание» на всех возрастных этапах согласно ГОСО;
  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности детей в условиях регионального компонента;
  • обогащение информационного пространства у дошкольников в процессе организации проектной деятельности.

Важным этапом обеспечения ГОСО является внедрение триязычия.

В 2013 г. творческой группой педагогов была разработана программа по полиязычному воспитанию «Планета друзей» (далее – программа).

Концептуальная основа программы: коммуникативная направленность раннего обучения иностранным языкам на основе деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего, социокультурного подходов и межпредметная интеграция.

Ожидаемый результат:

  • Высокая внутренняя мотивация к иноязычной деятельности у дошкольников.
  • Приобщение детей к языку и культуре казахского, русского и английского народов.
  • Овладение казахским и английским языками как средством общения на элементарном уровне.
  • Сформированность навыков самостоятельного решения простейших коммуникативных задач на казахском и английском языках.

Полиязычное воспитание осуществляется через межпредметную интеграцию, где дети на элементарном уровне используют слова и выражения на казахском, русском и английском языках.

Языковая подготовка дошкольников может проводиться и на тематических мероприятиях, посвященных «Дню Независимости», «Дню Первого Президента», празднику «Наурыз», а также в рамках «Фестиваля народных подвижных игр», который проходит совместно с представителями Дома народного творчества.

Развивая языковые компетентности у педагогов, мы проводим индивидуальные и групповые консультации по изучению казахского и английского языков. Так как согласно требованиям ГОСО в разделах всех образовательных областей мы вводим полингвальный и билингвальный компоненты.

Дошкольные годы – важный период в становлении свободной и компетентной личности. Наши педагоги, проектируя развитие дошкольников, ставят перед собой следующие задачи: уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучать детей через постановку проблемы, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественно-научных отношений, предоставлять дошкольнику возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться