text
MCFR.KZ Образование

Логоритмика в коррекционной работе с детьми

  • 22 октября 2018
  • 313
Автор журнала «Справочник музыкального руководителя», музыкальный руководитель КГКП «Специализированный ясли-сад № 74 «Ертөстік», г. Караганда
Логоритмика в коррекционной работе с детьми

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Чувство ритма – одно из важных чувств человека. Именно логоритмика включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: в музыке и речи в движении (моторике).

Читайте также эту статью на казахском языке


Самый ярко выраженный ритм мы слышим в музыке. Поэтому необходимо как можно раньше развивать ритмический слух, ритмическое чувство в речи и движениях дошкольников. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

В нашем детском саду «Ертөстік» вместе с обычными детьми воспитываются дети с нарушением зрения. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей обеих категорий, имеющих разнообразные нарушения речи. Известно, что у детей с нарушением зрения наблюдаются отклонения в двигательной, речевой, психической сферах, а музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Большое значение имеет логоритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, так как регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи, общей моторики и координации, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Ведь давно научно доказано, что с развитием общей моторики, развивается и речь ребенка.

Средства логопедической ритмики:

  •  ходьба и маршировка в различных направлениях;
  •  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  •  упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  •  упражнения, активизирующие внимание;
  •  счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  •  ритмические упражнения;
  •  игровая деятельность.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Таким образом, на музыкальных занятиях создается своеобразная музыкально-двигательно-речевая основа.

Важным звеном логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта система включает работу по следующим направлениям:

  • воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (темп и ритм воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью);
  •  развитие фонематического восприятия у детей с разными речевыми нарушениями, так как восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов.

Коррекционная работа весьма разнообразна и проводится в разных направлениях во всех видах музыкальной деятельности.


Читайте другие полезные статьи в журнале "Справочник музыкального руководителя "

Упражнение «Птичка полетела»

Звучит ритмичная полька, дети вместе с педагогом подпевают в ритме музыки текст песенки и выполняют движения глазами, педагог демонстрирует птичку на палочке, дети следят глазами за птичкой. В этом упражнении решается целый комплекс задач: тренировка глазодвигательных мышц, развитие прослеживающих функций взора, развитие артикуляции, чувства ритма и музыкальных способностей.

«Птичка вправо полетела» – дети смотрят вправо;

«Птичка влево полетела» – дети смотрят влево;

«Полетела птичка вверх» – смотрят вверх;

«Полетела птичка вниз» – смотрят вниз;

«А потом кружиться стала» – круговые движения глазами;

«Покружилась и устала» – дети зажмуривают глазки и «спят».

Музыкально-речевая игра «Ритмическая разминка для малышей»

(музыка и слова Е. Макшанцевой)

Дети поют и выполняют движения по тексту:

Похлопаем в ладошки,

Похлопаем немножко,

Похлопаем в ладошки,

Очень хорошо (хлопают в ладоши).

И пальчики попляшут (3 раза)

У маленьких ребят.

И пальчики попляшут,

И пальчики попляшут.

И девочки, и мальчики

Все ровненько сидят. (Выполняют «фонарики» руками.)

Тук-тук молотком,

Мы построим птичкам дом.

Тук-тук молотком,

Поселяйтесь, птички, в нем! (Стучат кулачками рук.)

Бум-бум барабан,

Что за шум и тарарам,

Бум-бум барабан,

Просыпайтесь по утрам! (Имитируют игру на барабане, выставляя указательные пальчики.)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот какая дудка. (Изображают игру на дудочке пальцами рук.)

Поехали потихонечку,

Поехали потихонечку (медленно притопывают ногами),

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько (быстро топают ножками)

Приехали (кладут руки на колени, как бы останавливая ноги).

Эту игру рекомендуется проводить в начале занятия, так как малыши по утрам часто капризничают, а данная игра прекрасно поднимает настроение и задает положительный эмоциональный настрой. Она позволяет детям в непринужденной форме подготовить голосовой аппарат к пению и провести ритмическую разминку.

На музыкальных занятиях рекомендую использовать разнообразные музыкально-дидактические игры, упражнения для развития музыкально-речевых способностей дошкольников средствами логоритмики.

Игра «На джайляу»

(казахская народная мелодия «Молодежная», слова Ж. Коротких)

Цель: учить чисто интонировать мелодию, четко артикулировать звуки песни, одновременно ритмично исполняя два вида хлопков; развивать слуховую, речевую и двигательную координацию.

Оборудование: домбра.

Дети садятся в круг по-казахски и поют песню «Өлен айтамыз, қөнілді тұрамыз» под казахскую мелодию «Молодежная», одновременно хлопают 2 раза по коленям + 2 раза в ладоши. В это время ведущий идет за кругом и имитирует игру на домбре, с окончанием музыки ведущий останавливается. Двое детей, возле которых оказался ведущий, встают и по сигналу бегут за кругом в разные стороны. Кто быстрее прибежит и возьмет домбру, то и выиграл.

Игра «Разноцветный аул»

Цель: воспитывать любовь и интерес к музыкальной культуре казахского народа; учить ритмично выполнять приставной шаг с plie*, танцевальный шаг и одновременно исполнять песню, соблюдая четкую артикуляцию звуков, развивать цветовосприятие, координацию движений.

 * Шаг-приседание на два счета. Сделайте шаг в сторону правой ногой, а другую ногу выпрямляйте, не отрывая от пола, при этом одновременно приседайте на первой ноге.

Оборудование: цветные платочки, 3 юрты, расположенные на ковре.

Дети встают в 3 круга,  в руках у них платочки трех цветов. 1-я часть музыки – дети идут по своим кругам приставным шагом с plie, образуя руками «юрту», и поют:

Киіз үйде тамаша,

Қар кірмейді жел ұріп.

Киіз үйде тамаша,

Достарыммен ып-ыстық.

Звучит небольшой проигрыш, на который дети быстро перестраиваются в один общий круг. 2-я часть музыки – все дети идут танцевальным шагом по одному большому кругу и поют:

В юрте теплой и просторной

Нам не страшен ветер злой,

От него я быстро спрячусь,

Друга я возьму с собой.

3-я часть музыки – все двигаются свободно, исполняя подскок. С окончанием музыки строят 3 круга и поднимают скрепленные руки с платочками наверх. Чья команда быстрее?




Упражнение-игра «Ритмический канон»

Цель: развивать у детей музыкально-ритмическую память, внимание; развивать слухо-зрительно-двигательную координацию; учить ритмично считать под музыку.

Дети стоят в линию, звучит ритмичная музыка, педагог предлагает детям по очереди выполнять следующие движения: один хлопает в ладоши, другой притопывает ногами, третий хлопает и т. д. Затем педагог говорит, что сейчас дети исполняли канон, спрашивает, как они поняли значение этого слова. Дети отвечают, что канон – это повторение движений по очереди. Детям дают задание: 1-й ребенок исполняет хлопки, 2-й – шагает, 3-й – прыгает, 4-й – кружится и т. д. Каждое задание исполняется на 4 музыкальных счета, музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что необходимо четко и ритмично считать вслух до четырех.

Элемент логоритмики – счетные упражнения под музыку. Сначала дети пробуют все вместе, затем «цепочкой» по одному.

Игра «Вопрос–ответ»

Цель: развивать мышление и речь через зрительное и слуховое восприятие; развивать чувство метра и ритма.

Оборудование: картинки-иллюстрации, детские музыкальные инструменты.

Педагог показывает иллюстрации и проводит игру в форме диалога (вопрос–ответ). Вопросы и ответы должны быть ритмизированными. Педагог играет на фортепиано, а ребенок – на шумовом инструменте или передает ритм песенки хлопками.

Педагог.

Мышка, Мышка, что не спишь,

Что соломкою шуршишь?

Ребенок.

Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Педагог. Где ты, кошечка, была?

Ребенок. Я под лестницей спала.

Педагог. Кто копытом бьет – цок, цок?

Ребенок. Это резвый наш конек.

Вопрос. Почему ты зайчик грустный?

Ответ. Потерял кочан капустный.

Вопрос. Жук, жук, где твой дом?

Ответ. Мой дом под кустом.

Игра «Ритмический оркестр»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, быстро перестраиваться, развивать чувство метра и ритма; развивать речевую, мелкую моторику.

Оборудование: дирижерская палочка, детские музыкальные инструменты.

Дети делятся на четыре команды, у каждой команды определенный вид музыкальных инструментов. Дети становятся квадратом, в центре стоит ребенок-дирижер с дирижерской палочкой в руке. С началом музыкальной фразы дирижер поворачивается лицом к какой-либо команде и дирижирует, дети поют песенку «Өлең айтамыз, көңілді тұрамыз» («Дружно поем, весело живем») и одновременно играют на своих музыкальных инструментах. Затем дирижер поворачивается к другой команде, дети поют и играют.

Звучит полька, дети исполняют подскок, с окончанием музыки стараются быстро встать на места. Чья команда быстрее, та и выигрывает. Затем выбирается новый дирижер.

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться