MCFR.KZ Образование

Игры на уроках музыки

  • 25 февраля 2019
  • 710
Автор журнала «Справочник музыкального руководителя», музыкальный руководитель ГККП «Детский сад № 73» г. Алматы
Игры на уроках музыки
Игры на уроках музыки

Основное назначение музыкально-дидактических игр (далее – МДИ) – формировать у детей музыкальные способности.

Читайте также эту статью на казахском языке

Основное назначение музыкально-дидактических игр (далее – МДИ) – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

МДИ обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Как и любая другая, музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. МДИ должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

МДИ должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию.

Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

Применение МДИ на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря им дети развивают мелкую моторику, стимулирующую развитие речевых центров.

Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, 3–4-летние дети задействуют все пальцы, а после 4 лет в игру вводятся различные предметы: шарики, кубики и т. п.

Песня-игра «Мишкин оркестр»

(музыка и слова М. Картушиной)

Предназначена для малышей от 2 до 3 лет. Педагог обыгрывает песню игрушкой, играя на инструментах мишкиными лапами. Дети выполняют подражательные движения и подпевают словосочетания.

На утреннике можно обыграть приход Мишки, который принес в коробе музыкальные инструменты: барабаны, дудочки и бубны. Получается своеобразный оркестр малышей.

Мишка палочки берет,

В барабан Мишутка бьет.

Бам-бам-бам, бам-бам-бам,

Так играет барабан! (Дети ударяют указательными пальчиками друг о друга.)

Мишка дудку в лапы взял,

Мишка в дудку заиграл:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Ловко дует он в дуду. (Дети подносят руки ко рту и перебирают пальчиками.)

Мишка бубен в лапы взял,

Громко-громко застучал.

Та-та-там, та-та-там,

Что за шум и тарарам? (Дети хлопают ладонью одной руки по ладони другой руки.)

Пальчиковая игра «Мышкина каша»

Мышка, мышка – пи-пи-пи! (Дети легко царапают пальчиками свои колен.)

Мышка, зернышко возьми!

Навари детишкам

Вкусной кашки, мышка! (Водят указательным пальчиком одной руки по раскрытой ладони другой («варят кашу»)).

Пальчиковая игра «В домике сидит волчок»

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть» как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

Пальчиковая игра «Пау-паучина»

Пау-паучина паутину шил! (Водим пальцем по кругу)

Вдруг закапал дождик (постукиваем пальцами),

Паутину смыл! (Гладим левую руку правой рукой сверху вниз)

Выглянуло солнышко,

Стало припекать (гладим руку рукою снизу вверх),

Пау-паучина трудится опять! (Водим пальцем по кругу)

В электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» публикуются плюсовки и минусовки к песням. А также аудио- и видеоматериалы для сопровождения игр и утренников
Игры на уроках музыки

Хороводная игра «Чучело»

(для детей 5–6 лет)

1-й вариант

В огороде чучело целый день стоит,

И по сторонам оно день и ночь глядит.

Птицы лишь появятся – сразу зашумит,

А когда рассердится – даже побежит.

Раз, два! Не зевай,

Птиц скорее догоняй!

2-й вариант

В огороде Чучело шляпу нахлобучило,

Рукавами машет и как будто пляшет.

Ну-ка, Чучело, давай вместе с нами поиграй.

Чучело поет: Не могу сейчас играть: надо воробьев пугать! 

Выбирается водящий, который стоит в центре круга, остальные дети идут вокруг него и поют, затем шутя дразнят и разбегаются по залу. Пойманный становится Чучелом.

Игра «Угадай, чей голосок!»

(на различение тембра голоса для детей 6 лет)

Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок!» –

Угадай, чей голосок!

Дети идут по кругу, пропевая слова, водящий в центре круга стоит, на слова «Скок-скок-скок» все дети поворачиваются спиной к ведущему и замолкают, а кого педагог задел за плечо, тот должен пропеть фразу: «Скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Ведущему нужно по тембру голоса узнать ребенка.

Пальчиковая игра «Овечка»

Вот кудрявая овечка,

Шерстка белая в колечках (играть растопыренными пальчиками, поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки»).

Шерстка мягкая, густая (выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами).

Шубка у овцы такая!

Подвижная игра «Ежик»

Задача: развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Ход игры

Дети встают в круг, взявшись за руки. Еж сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, да, да, да (идут по кругу),

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать – (качают головой)

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопки).

Не умел он топать – (качают головой)

Топ-топ-топ (притопы).

Не умел он прыгать (качают головой)

Прыг-прыг-прыг (прыжки на двух ногах),

Только носом шмыгал – (качают головой)

Шмыг-шмыг-шмыг (показать пальчиком нос).

В лес ребята приходили, да, да, да (те же движения)

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,

Научили топать – топ, топ, топ,

Научили прыгать – прыг, прыг, прыг,

А он их носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг.

Музыкально-дидактическая игра «Бубен»

(на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот», слова М. Картушина)

Задача: развитие чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Бубен, бубен, позвени (ведущий ходит перед детьми, встряхивает бубен),

Ребятишек весели.

Деточки играют,

В бубен ударяют.

Хлопай – раз и (держит бубен перед ребенком),

Хлопай – два! (Малыш ударяет ладошкой о бубен.)

Интересная игра.

Танечка (Ванечка) играет,

В бубен ударяет. (Игра повторяется с другим участником.)

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться