Оздоровление дошкольников в условиях детского сада

62
Оздоровление дошкольников в условиях детского сада
Оздоровление дошкольников в условиях детского сада
Шибельгут А. Е.
Автор журнала «Справочник руководителя дошкольной организации», директор ГККП «Ясли-сад № 69», г. Костанай
Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.

Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей предусматривают научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья, организации реабилитационных мероприятий в условиях дошкольной организации (далее – ДО).

Принципы оздоровления, применяемые в ДО:

  • индивидуальность (учитывается особенность нарушения состояния здоровья каждого конкретного ребенка);
  • комплексность применения медицинских, психолого-педагогических мероприятий;
  • постоянность (круглогодичность);
  • этапность и преемственность (в семье, ДО, поликлинике, реабилитационных центрах).

Условия оздоровления детей:

  • рациональный режим дня и питания;
  • закаливающие мероприятия воздухом, закаливание водой, солнечными лучами;
  • физическое воспитание с дозированной физической нагрузкой в соответствии с уровнем здоровья. По показаниям – занятия лечебной физкультурой.

Выбор тех или иных технологий оздоровления в каждом конкретном случае определяется индивидуально, в зависимости от состояния здоровья конкретного ребенка:

  • лечение ЛОР-патологии, санация основных очагов хронической инфекции (при наличии показаний);
  • иммунореабилитация – как немедикаментозная, так и медикаментозная. С целью повышения защитных сил организма возможно использование физиопроцедур.

Сохранение и укрепление здоровья в ДО:

  • повышение знаний о состоянии ребенка через организованные формы работы со взрослыми и детьми;
  • выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
  • учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, основная роль принадлежит движению. У нас сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми от 2 до 7 лет.

Инструктором ЛФК используются нетрадиционные методы: психофизиологическая система «Белояр», антистрессовая пластическая гимнастика.

Воспитателями организуется динамический час в соответствии с перспективным планом.

Систематические занятия пластической гимнастикой являются не только средством физического воспитания, но еще и мощным фактором коррекции и компенсации двигательных нарушений.

От степени физической активности во многом зависит развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с повышенной реактивностью нервной системы, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, не обладают достаточной устойчивостью к изменяющимся воздействиям среды. Основа работы с ними – щадящий оздоровительный режим:

  • создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательная форма общения, создание условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой);
  • увеличение продолжительности дневного сна – с учетом индивидуальных особенностей (укладывание таких детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке;
  • строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;
  • в летний период года обеспечение максимального пребывания на воздухе с достаточной двигательной активностью и обогащением новыми умениями и навыками.

Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке оборудована специальная дорожка. Она состоит из нескольких ящиков размером 50 x 80 см, глубиной 8–10 см. Они углублены в грунт и расположены вплотную друг к другу. Заполняют их различными материалами – песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками. Чтобы повысить эффект закаливания в теплые дни (+ 22°С и выше), дорожку поливают водой. Зимой воспитатели совместно с родителями обустраивают горки, ледяные дорожки, снежные валуны для развития и совершенствования двигательной активности детей.

Таким образом, естественные силы природы – воздух, вода и солнечные лучи – были и остаются союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания.

Предложенные методы просты в исполнении, не требует больших материальных затрат и могут быть широко внедрены в работу детских садов.

План
профилактических и противоэпидемических мероприятий на период подъема
заболеваемости среди детей и сотрудников

на 20__/20__ учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Контроль за санитарно-гигиеническим режимом работы

В течение периода подъема заболеваемости

Директор,

медсестра

2

Коррекция режима детей по следующим направлениям:

  • Увеличение пребывания детей на воздухе:
  • утренний прием, гимнастика, проведение одного физкультурного занятия на свежем воздухе;
  • организация калорийного питания (яблоки, свежие овощи, соки);
  • витаминотерапия третьих блюд;
  • кислородные коктейли
  • Регламентация времени в режиме дня для использования нетрадиционных форм физического воспитания:
  • полоскание рта с упражнением

«Дразнилка»;

  • гимнастика пробуждения в сочетании с воздушным закаливанием;
  • рефлексотерапия стоп;
  • психогимнастика;
  • аутотренинг;
  • оздоровительные игры;
  • дыхательные упражнения по профилактике заболеваний ОРЗ;
  • креативный массаж стоп;
  • гимнастика «Белояр»
  • Организация двигательного

режима

В теплый период года

Осень, весна

Зима

Курсами 2 раза в год

Ежедневно в течение года

Воспитатели

Директор,

медсестра

Медсестра

Воспитатели,

инструктор ЛФК

3

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей
  • Оформление «Уголков здоровья»
  • Консультации для родителей:

«Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний ВДП», «В детский сад без болезней», «Что такое ОРВИ и как его предупредить», «Контрастное воздушное и водяное закаливание»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Воспитатели,

медсестра

4

Проведение мероприятий во время подъема заболеваемости:

  • введение карантина;
  • ограничение массовых мероприятий;
  • вакцинация против гриппа;
  • оздоровление;
  • утренний фильтр во всех группах с термометрией;
  • масочный режим;
  • проветривание, кварцевание групп и других помещений, усиление дезрежима;
  • смазывание носовой полости оксалиновой мазью, обеспечение противовирусными и жаропонижающими медикаментами;
  • изоляция заболевших детей;
  • допуск детей со справками от врача

По согласованию с СЭС

В предэпидемический период

Ежедневно

В предэпидемический период

Постоянно

Медсестра

Медсестра

Медсестра

Медсестра

Воспитатели,

медсестра



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль