Биологический центр – инновационная модель дополнительного образования

64
Биологический центр – инновационная модель дополнительного образования
Дядов Валерий Николаевич
Автор журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения», директор КГКП «Областной детский биологический центр», г. Семей
Областной детский биологический центр (далее – БЦ) г. Семея – единственная в регионе внешкольная организация экологического профиля.

БЦ представляет собой инновационную модель организации дополнительного образования, учебно-исследовательскую лабораторию под открытым небом, где успешно реализуются учебно-воспитательные задачи по формированию эколого-биологических знаний у детей и подростков, по привлечению их к практической природоохранной деятельности.

Задачи:

  • привлечение детей и подростков к практической деятельности в деле охраны окружающей среды;
  • воспитание ответственного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры населения;
  • организации содержательного досуга детей и молодежи, раскрытия их дарований и способностей.

Технология коллективной творческой деятельности

Технология коллективной творческой деятельности в центре помогает проявить организаторские способности и лидерские качества детей, создать коллектив единомышленников, а личностно ориентированное взаимодействие педагогов с детьми является не только частью педагогического процесса, но и образом жизни. С детьми выстраиваются легкие, творческие и активные субъект-субъектные отношения.

В учебно-воспитательном процессе (далее – УВП) действует разновозрастная ступенчатая структура обучения, работают 57 профильных кружков (в их числе 30 с государственным языком обучения).

  • I ступень обучения – дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые получают первоначальные знания о явлениях окружающей среды, животном и растительном мире, учатся правильному поведению в природе, ведут фенонаблюдения за живыми объектами.
  • II ступень обучения – учащиеся среднего и старшего возраста. Помимо теоретических, лабораторных, практических занятий ими ведутся фенонаблюдения, проводятся опыты и эксперименты, тем самым совершенствуются полученные первоначальные навыки.
  • III ступень обучения – учащиеся старших классов, студенты, увлеченные изучением наук биологического цикла и экологией, составляют следующую ступень, которая дает возможность непосредственно включиться в работу по выполнению научных проектов, а также углублению знаний по естественным наукам.

Совместный план работы кафедры «Животноводство и охотоведение с основами морфологии» ГУ имени Шакарима с БЦ

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Согласование перечня дисциплин рабочего учебного плана и выбора траекторий обучения по образовательной программе

Август, сентябрь

2

Проведение выездного занятия по дисциплине «Биоресурсы Казахстана»

Сентябрь

3

Проведение выездного занятия по дисциплине «Ботаника»

Октябрь, март

4

Проведение выездного занятия по дисциплине «Систематика животных»

Октябрь, апрель

5

Проведение выездного занятия по дисциплине «Зоология»

Ноябрь

6

Проведение выездного занятия по дисциплине «Орнитология»

Февраль

7

Проведение выездного занятия по дисциплине «Заповедное дело»

Март

8

Проведение круглого стала на тему «Перспективы развития образовательной программы «Биология»

Октябрь

9

Проведение научно-исследовательской работы студентами

В течение года

10

Проведение научно-исследовательской работы магистрами

В течение года

11

Организация и проведение практики в филиале кафедры

Май, июнь

12

Участие сотрудников БЦ в чтении лекций, рецензировании дипломных работ

В течение года

13

Согласование тематик практических, теоретических занятий в кружках на базе вуза и филиала для профориентационной работы

В течение года

Проведение мероприятий эколого-биологической напрвленности
с общеобразовательными школами

Цели и задачи:

  • развитие сотрудничества детских коллективов в области биологии и экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной творческой и природоохранной деятельности;
  • воспитание у детей бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;
  • формирование у юных жителей страны экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.
  • создание условий для углубления и расширения знаний учащихся в области естественных наук;
  • активная пропаганда экологических знаний среди обучающихся;
  • взаимодействие в области постановки кружковой работы с общеобразовательными школами;
  • привлечение внимания школьников к вопросам энергосбережения, поощрение творческих и исследовательских способностей детей, а также пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов страны через проект «Время беречь энергию»;
  • воспитание гражданского самосознания через ответственность за будущее страны, чувство гордости и эмоционально-ценностное отношение к родному краю через проект «Наследники Великой Победы»;
  • способствовать возникновению у детей бережного отношения к растительному и животному миру через проект «Международный день биологического разнообразия»;
  • развивать экологическую нравственность через орнитологическую акцию «Трудно птицам зимовать надо птицам помогать»;
  • развитие познавательного интереса к природе родного края и проблемам ее охраны;
  • итоги сотрудничества в рамках воспитательных мероприятий эколого-биологической направленности.

Направления и сроки проведения конкурсов-проектов

  • «Международный день биологического разнообразия» республиканский экологический конкурс творческих работ, посвященный Дню флоры и фауны (октябрь).
  • «Время беречь энергию» республиканский конкурс творческих работ (ноябрь).
  • «Калейдоскоп школьных дел » – выступление команд школ об экологических делах своей школы (ноябрь).
  • Природоохранная орнитологическая акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» – конкурс массового изготовления и размещения вокруг школы кормушек и искусственных гнезд, сопровождающийся акцией зимней и весенней подкормки птиц (ноябрь–март).
  • «Таинственный мир природы» конкурс на лучшую статью (декабрь).
  • «Занимательная биология» профильная олимпиада (январь).
  • «Наследники Великой Победы» – защита научных проектов по биологии и экологии (февраль).
  • «Юные биологи» – конкурс на лучшего знатока биологии (март).
  • «Это Земля – твоя и моя» – конкурс творческих работ по экологии, приуроченный ко Дню экологических знаний (апрель).

Порядок и условия проведения конкурсов-проектов

Мероприятия проводятся на государственном и русском языках.

Проект «Международный день биологического разнообразия» – республиканский экологический конкурс творческих работ, посвященный Дню флоры и фауны.

Конкурс проходит в 2 этапа:

I – городской (на базе биологического центра)

В конкурсе принимают участие ученики 8–17 лет в возрастных категориях:

  • младшая – 8–11 лет;
  • средняя – 12–14 лет;
  • старшая – 15–17 лет.

От школы по одному участнику в каждой номинации.

II – республиканский

Номинации

Конкурс кроссвордов на тему «Биологическое разнообразие» в рамках «ЭКСПО-2017: энергия будущего»:

К участию допускаются конкурсные работы, соответствующие следующим требованиям: конкурсные работы оформляются по правилам кроссворда. Допускается использование рисунков по соответствующей тематике при формулировке вопроса, к участию принимается один кроссворд объемом не менее 20 слов в печатном варианте.

Работа включает

  • незаполненный кроссворд (вопросы);
  • заполненный кроссворд (ответы); необходимо указать название работы, фамилию, имя, возраст автора, организацию образования, е-mail, область.

Исследовательская работа «Живая аптека»:

  • изучить на территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) лекарственные растения;
  • собрать и обработать лекарственные растения;
  • описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней, как лечить с помощью лекарственных трав; вырастить лекарственные растения дома (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту и др).

Творческие работы представляются в печатном виде, формат А4 со стандартными полями, шрифт 12 Times New Roman, межстрочный интервал 1,0. Объем работы – не более 15 листов. На первом листе необходимо указать название работы, фамилию, имя, возраст автора, организацию образования, е-mail, область.

Биоразнообразие Казахстана (видеоклип). Работа может быть выполнена в виде анимационного, постановочного игрового видео и т. п., снята на камеру телефона или видеокамеру, обработана в любом видеоредакторе. Принимаемые форматы: MPEG1, MPEG2, WMV, AVI. Продолжительность конкурсной работы – до 5 минут. В начале видеосюжета необходимо указать название работы, фамилию, имя, возраст автора, организацию образования, e-mail, область.

Компьютерная презентация на тему «Зеленая экономика» в рамках темы «ЭКСПО- 2017» глазами детей. Конкурс социально значимых проектов, направленных на решение проблем энергосбережения и бережного отношения к природе. Участвуют проекты с практическими предложениями по эффективному использованию энергии в школе и дома, о получении энергии для местных нужд.

Проект должен описывать мероприятия по внедрению практических мер энергоэффективности и полученного (предполагаемого) от этого эффекта. Конкурсная работа выполняется в формате Microsoft Office Power Point (любой версии), должна содержать не более 15 слайдов, фотографий, рисунков, таблиц, схем с эффективными переходами между кадрами. Слайды могут сопровождаться текстом, графикой, анимацией, звуковыми эффектами, возможны гиперссылки. На первом слайде презентации необходимо указать название работы, фамилию, имя, возраст автора, организацию образования, е-mail, область.

Конкурсные работы оцениваются по критериям:

  • отражение экологической тематики;
  • инновационность материалов;
  • оригинальность замысла, оформление;
  • техника выполнения работ.

На современном этапе школьное и дополнительное образование рассматривается как составная часть общего образования, в этой связи БЦ зарекомендовал себя как ресурсный центр по взаимодействию с общеобразовательными школами, спецшколами и интернатами, детскими домами, вузами, ссузами и др. Использование потенциала дополнительного образования помогает организовать целенаправленную форму досуга детей.

Хорошего эффекта достигает совместная деятельность по проведению экологических акций с учащимися школ города, посвященных международным экологическим датам.

Высокого уровня достигло оказание образовательных и культурных услуг с использованием материальной базы широким слоям населения в форме экскурсионной работы. Ежегодно более 100 тысяч школьников, студентов, педагогов, горожан и гостей города посещают зоологический уголок. Для них организуются тематические учебные и обзорные экскурсии, лекции, консультации.

Эффективность экскурсионной работы обусловлена комплексным подходом в использовании всех учебных и биологических отделов центра, их эстетическим и научно обоснованным оформлением.

В порядке обмена опытом в БЦ побывали педагоги из США, Германии, ученые из России, Белоруссии, США и Казахстана.

На базе центра проводятся республиканские курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования.

Необходимость дальнейшего формирования экологических и биологических знаний нацеливает коллектив центра на поиск, новых конструктивных форм работы с детьми и взрослыми.

В соответствии с политикой развития страны БЦ прилагает все усилия для воспитания гармонично развитой личности, духовного и физического здоровья подрастающего поколения, привития юношам и девушкам казахстанского патриотизма.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль