MCFR.KZ Образование

Виды контроля

  • 22 февраля 2019
  • 210
Виды контроля
виды контроля

Контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным годовым планом, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Читайте также эту статью на казахском языке



Контроль – одна из основных функций системы управления. К распространенным видам контроля относятся тематический, фронтальный, оперативный. Основной формой проведения контроля является административный.

Административный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности дошкольной организации (далее – ДО). Может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Приказ руководителя об организации контрольной деятельности в ДО доводится до членов администрации в начале учебного года (приложение 1).

Административный контроль может проводиться в виде

  • оперативных проверок – осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса;
  • мониторинга – предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья детей, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.).

Осуществление контроля необходимо для «обратной связи». В данном случае важно создать такие условия, чтобы контроль был максимально эффективным и сотрудники сами были заинтересованы в объективности контроля.

Причинами неэффективности контроля могут стать просчеты, допущенные администрацией в ходе его проведения. Следует избегать следующих ошибок:

  • контроль не должен заканчиваться инцидентами;
  • тотальный контроль порождает волюнтаризм со стороны администрации (т. е. субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности);
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • контролируйте не только «любимого» воспитателя;
  • контроль не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников);
  • не контролируйте из-за недоверия;
  • не держите свои выводы при себе.

★ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО★

Образцы ежегодных приказов
Виды контроля
Ш. К. Иткулова заведующая ГККП «Ясли - сад № 9», г. Алматы
Каждый детский сад, в процессе своей деятельности, весьма активно использует приказы по основной деятельности. В этой статье представлены образцы ежегодно издаваемых приказов для своевременного издания.

Циклограмма ежегодных приказов по основной деятельности

Эффективность контроля ставится под сомнение, когда руководитель допускает нарушения при его проведении. К типичным нарушениям относятся:

  • отсутствие системности, которая ведет к фрагментарности контроля, не дает объективной картины состояния дел в ДО;
  • избыточность показателей, подлежащих контролю, и фиксации внимания на второстепенных показателях, что ведет к перегрузке каналов информации, большим экономическим издержкам;
  • отсутствие оперативности, которое приводит к запаздыванию корригирующих действий, усугубляет положение;
  • неправильное определение субъекта корригирующего действия, что приводит к конфликтам в трудовом коллективе;
  • суетливость, противоречивость указаний, а также неадекватность указаний по силе, субъекту, ведущая к растерянности персонала, так как мероприятия не дают ожидаемого эффекта;
  • представление информации в форме, затрудняющей ее осознание, приводит к ошибкам, обусловленным неверной идентификацией.

Недопустимы также случаи, когда контроль рассматривается как средство психологического давления на подчиненного.

Для того чтобы в осуществлении контрольно-диагностической функции были заинтересованы все члены коллектива, необходима демократизация процесса контроля:

  • самоконтроль и самокоррекция деятельности воспитателя;
  • административный контроль на диагностической основе с целью оказания помощи с введением новых форм: срез знаний, умений, навыков; диагностика, регулирование, коррекция;
  • коллективный контроль и коррекция деятельности на всех уровнях.

Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность, и в первую очередь – гласность контроля.

Таким образом, контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Перед руководителем стоит еще одна сложная задача: указать своим сотрудникам на ошибки, при этом не вызвать у них чувства обиды, досады, желания «взять реванш».

Здесь уместно прислушаться к советам известного американского психолога Дейла Карнеги. В своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» он приводит 9 правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Если руководители ДО будут придерживаться некоторых из этих правил, то это поможет созданию благоприятного морального климата в коллективе.

Распределение деятельности по осуществлению контроля

Должность

Вид деятельности (контроля)

Директор

Работа административной группы.

Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда.

Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц.

Контроль за качеством знаний, умений и навыков у детей.

Выполнение решений педагогического совета.

Организация и осуществление работы с родителями.

Финансово-хозяйственная деятельность.

Выборочный контроль работы воспитателей

Методист

Состояние воспитательно-образовательной работы всех возрастных групп.

Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий.

Документация воспитателей, педагогов-специалистов.

Наличие и хранение детских работ.

Работа педагогов по повышению квалификации.

Выполнение педагогами правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда

Заведующий хозяйством

Работа обслуживающего персонала, выполнение ими правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда.

Сохранность мебели, оборудования, пособий в разных возрастных группах.

Техническое состояние всех помещений ДО, его территории (приложения 2, 3)

Медицинский работник

Работа пищеблока, питание детей, проведение оздоровительной работы (приложения 4, 5).

Санитарное состояние всех помещений ДО, выполнение требований СанПиН

Всеми членами администрации проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий развития детей (приложение 6).

Директору предоставляется возможность через членов администрации воздействовать на трудовой коллектив в целом по всем направлениям работы ДО: финансово-хозяйственной, педагогической, медицинской.

Таким образом, организуя контроль, используя его разнообразные виды, формы и методы, грамотно определив полномочия администрации, не допустив ошибки в ходе его проведения, придерживаясь некоторых этических правил при обсуждении и подведении его итогов, руководитель сумеет сформировать у сотрудников деловое отношение к контролю как необходимому условию эффективного функционирования ДО.

Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться