text
MCFR.KZ Образование

Директор идет на урок

  • 7 августа 2018
  • 333
Автор журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения», директор КГУ «Школа-гимназия № 23», г. Кызылорда
Директор идет на урок
Директор идет на урок

Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений учителя, но и определенных качеств его личности, что требует особого такта от проверяющего. Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми.

Читайте также эту статью на казахском языке


Подготовка руководителей к посещению уроков

Основные элементы подготовки

  • Повторить основные определения и понятия.
  • Повторить типологию уроков и классификацию методов обучения.
  • Изучить технологию личностно ориентированного обучения.
  • Сформулировать цель посещения:
  • изучение образовательного процесса школы в целом;
  • изучение системы работы учителя или отдельных элементов;
  • изучение учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон;
  • контроль изучения отдельных тем программы;
  • контроль качества решения важных для школы дидактических и методических задач;
  • в инновационных школах – анализ хода экспериментальной деятельности учителя.

Независимо от избранных целей посещения, непременной задачей является оказание конкретной помощи учителю, а не простая констатация его достижений и недостатков:

  • Просмотреть соответствующий раздел учебной программы и материал имеющихся школьных учебников, желательно просмотреть также методические пособия в помощь учителю. Постараться самому мысленно смоделировать предстоящий урок.
  • Ответить себе на вопрос: «Знаю ли я об учителе то главное, что характеризует его как педагога: уровень квалификации, отношение к делу, детям, к своему профессиональному росту?»
  • Если учитель молодой, недостаточно квалифицированный, провести с ним предварительную беседу за несколько дней до посещения урока, дать свою программу наблюдения на уроках. Познакомиться с тематическими и поурочными планами, выяснить, какие основные затруднения испытывает учитель при подготовке к предстоящему уроку, высказать свои соображения. При этом не забывайте, что поурочный план – это личный документ учителя, и в отношении его нужно давать не указания и директивы, а рекомендации и советы. Учитель может по своему усмотрению использовать старый календарно-тематический план, внося в него коррективы.
  • Предварительно беседу до посещения урока полезно провести совместно с опытным учителем, при этом выяснить учебные возможности учащихся, особенности мотивации.
  • Необходимо познакомить учителя с типичными ошибками при проведении урока и схемой самоанализа.
  • По записям в классном журнале выяснить выполнение обязательных контрольных, практических, лабораторных работ, экскурсий, содержание домашних заданий и др.
  • С помощью записей о ранее посещенных уроках у данного учителя восстановить, какие выводы были сделаны, какие даны советы, предложения.
  • В некоторых случаях надо решить, не следует ли пригласить на урок руководителя методического объединения, опытного специалиста по данному предмету, которые смогут более квалифицированно проанализировать, оценить урок по содержанию, методам работы, результативности. Ваша позиция при этом будет выражена в вопросах к обоим учителям.
  • Если предлагается посетить не один, а ряд уроков, то необходимо заранее выяснить место и роль изучаемой темы в системе всего учебного курса.
  • Готовясь к посещению занятий, следует заранее определить форму выявления результативности обучения, подобрать соответствующие тексты, задания для контрольной работы, тесты, вопросник для проверочной фронтальной беседы с классом и т. д.

Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для конкретного руководителя. Для того чтобы лучше и быстрее систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно использовать приведенный ниже примерный список вопросов. Их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока.

В чем, по Вашему мнению, заключаются основные отличия обновленной программы от старой и каковы ее цели?

Директор идет на урок

Отвечает Ш. Т. Каринова

директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК 
На сегодняшний день на уровне международных стандартов в республике успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы (далее – НИШ). Их опыт успешен, и важно, чтобы лучшие образовательные практики были доступны всем детям страны.

Как решается цель урока

  • Образовательная
  • Соответствуют ли требованиям учебной программы?
  • Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):
  • знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;
  • специальные, предметные умения и навыки;
  • общеучебные умения и навыки?
  • Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников?
  • Насколько полно используются образовательные возможности урока?
  • Развивающая
  • Как используются возможности урока для
  • развития интеллектуальной сферы школьников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), речь;
  • развития эмоциональной сферы;
  • развития волевой сферы.
  • Правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп обучающихся?
  • Воспитательная
  • Как используются воспитательные возможности учебного материала?
  • Насколько учителем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала? 
  • Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности школьников (возможности методов, средств, форм, условий обучения)?
  • Как организовано общение в классе?
  • Комплексное решение задач урока
  • Насколько четко выделена учителем цель урока?
  • Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи?

Как осуществляется отбор содержания учебного материала

  • Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?
  • Рациональна ли логика изучения материала?
  • Используются ли внутрипредметные и межпредметные связи?
  • Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения?
  • Используется ли на уроке дополнительный материал?
  • Удалось ли учителю отобрать в содержании урока главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся?

Как осуществляется выбор методов и средств обучения

  • Рациональны ли избранные учителем сочетания
  • словесных, наглядных и практических методов обучения;
  • репродуктивных и проблемных методов обучения;
  • индуктивных и дедуктивных методов обучения. 
  • Насколько оправданно предложенное учителем соотношение самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя?
  • Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля?
  • Обеспечивают ли предложенные учителем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников?
  • Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?

Как осуществляется выбор формы обучения

  • Рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?
  • Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к обучающимся, и если да, то как он осуществляется?
  • Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности школьников?

Как организована учебная деятельность и общение в классе

  • Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда обучающихся (насколько четко поставлена учителем задача работы, качественно проведен инструктаж о порядке ее выполнения, сроках и видах контроля работы, насколько обучающиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?
  • Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?
  • Как оценивается деятельность обучающихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?
  • Как осуществляется работа над ошибками?
  • Как организовано взаимодействие учителя с обучающимися, их общение друг с другом?

Созданы ли благоприятные условия для обучения

  • Учебно-материальные
  • Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?
  • Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?
  • Морально-психологические
  • Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?
  • Насколько полно используются педагогические возможности личности учителя, его примера?
  • Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения учителя и обучающихся?
  • Гигиенические
  • Поддерживается ли работоспособность школьников в течение всего урока?
  • Учитываются ли учителем при организации процесса обучения место урока в расписании, день недели, степень утомления обучающихся?
  • Есть ли переутомление, перегрузки школьников из-за нерациональной работы на уроке?
  • Эстетические
  • Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, внешнего вида)?
  • Фактор времени
  • Рационально ли использовано время урока? 
  • Оптимален ли темп работы учителя и обучающихся на уроке?
  • Вовремя ли было задано домашнее задание?

Каково место урока в системе обучения

  • Насколько верно определено место данного урока при изучении темы, раздела, курса?
  • Верно ли определен тип урока?

Рациональна ли избранная учителем структура урока?

  • Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил учитель?
  • Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил учитель?
  • Какова логика переходов от этапа к этапу урока?
  • Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?

Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне?

Удалось ли избежать перегрузки школьников?

Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока.

Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает компоненты обучения, его закономерности и принципы.

Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на вопросы:

  • Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?
  • Каково место урока в теме, разделе, курсе?
  • Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
  • Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
  • Каким образом были учтены программные требования к уроку?
  • Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?
  • Почему был избран именно этот тип урока?
  • Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
  • Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
  • Почему была избрана именно такая структура урока?
  • Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся на уроке?
  • Какие условия были созданы для проведения урока:
  • учебно-материальные;
  • морально-психологические;
  • гигиенические;
  • эстетические;
  • временные (как осуществлялась экономия времени)?
  • Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
  • Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки обучающихся?
  • Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
  • Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?
  • Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
  • Какова общая самооценка урока учителем?

Данный алгоритм может быть использован и как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока в целях формирования методического фонда школы.

Оценка урока руководителем, подготовка предложений по совершенствованию работы педагога

На данном этапе анализа проведенного урока руководитель должен

  • проанализировать его замысел и процесс осуществления задуманного;
  • выявить полученные реальные результаты учебной деятельности.

Руководителю необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы учителя.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль