Справочник руководителя образовательного учреждения

Приемы на уроках литературы

28 июня 2019
36
Средний балл: 0 из 5
Приемы на уроках литературы
Приемы на уроках литературы

С помощью эффективных современных методик упрощают усвоение даже сложных художественных произведений. Приемы на уроках литературы востребованы среди различных возрастных групп.

Используя всевозможные приемы на уроках литературы, можно представить нужные сведения очень наглядно, без лишних сложностей. В этом отношении стоит выделить прием «Фишбоун» — fish bone, «рыбья косточка».

Читайте также эту статью на казахском языке

Методы и приемы на уроках литературы

Преподаватели задействуют методы и приемы на уроках литературы, почерпнутые из различных источников, включая зарубежные. Например, японский исследователь Исикава предложил метод «Фишбоун». Это способ представить информацию наглядно, выделить проблему и подтвердить ее фактами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Компьютерные технологии в преподавании литературы

Приемы на уроках литературы
М. В. Кем Преподаватель русского языка и литературы КГКП «Электротехнический колледж», г. Семей

Применение информационных технологий в преподавании литературы является требованием времени. Уроки с использованием информационных технологий способствуют совершенствованию практических умений и навыков студентов, позволяют более эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, активизируют мыслительную деятельность студентов.
Сегодня студенты готовы к изучению разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Им знакома работа с различными компьютерными программами, использование ресурсов Интернета, электронный контроль знаний и многое другое.

Как и другие приемы на уроках русской литературы, адаптированный под русскоязычные произведения метод «рыбья косточка» имеет свои плюсы. Он учит школьников:

  • мыслить критически;
  • находить связи между событиями;
  • оценивать произошедшее;
  • понимать, какой из факторов значимее;
  • трудиться в совместной, игровой форме.

Исследователи из Бостона определяли, какие приемы работы на уроках литературы наиболее полезны для дошкольников и школьников. В несомненном выигрыше остались визуализирующие методы. Так, «Фишбоун» позволяет систематизировать факты, найти причины и сделать выводы.

Какие бы приемы обучения на уроках литературы ни использовались, важно помнить об их особенностях. В частности, «рыбья косточка» подразумевает, что в качестве «головы рыбьего скелета» обозначают основной вопрос. Далее, располагают «косточки»: верхние — причины выявленной проблемы, нижние — подтверждающие факты.

Эффективные приемы чтения на уроках литературы и методы систематизации усвоенной информации сильно упрощают процесс для дошкольников и школьников самого разного возраста, при этом позволяя избежать лишних сложностей.

Приемы повышения познавательной активности на уроках литературы

И в более старшем школьном возрасте грамотно задействованные методические приемы на уроках литературы помогают упростить усвоение даже самых трудных произведений. В качестве примера можно рассмотреть «Рассказ о семи повешенных» за авторством Леонида Андреева. Работа ведется следующим образом:

  • В качестве «головы» обозначают проблему жизни и смерти.
  • На верхних «косточках» указывают основные причины. В данном случае это острая политическая реакция, к которой не остался равнодушен автор; поражение революционного восстания в 1905 году, публикации о повешениях, террористические акты и так далее.
  • Уже на нижних «косточках» обозначают отдельные факты и образы, которые подтверждают выявленные причины. Это полевые суды, применение «столыпинских галстуков» (повешения), покушения, восстания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Эффективные стратегии преподавания на уроках литературного чтения

Приемы на уроках литературы
О. В. Пранге Cтарший преподаватель кафедры ППС ПРУ ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

В настоящее время дети всё больше времени проводят за компьютером и телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших школьников и подростков; дети редко читают в свободное время; часто приходят в школу, даже не прочитав текст домашнего задания.
Эта проблема тревожит многих. Необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Цель программы по литературному чтению:

  1. ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества;
  2. формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников.

Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо…

При правильном использовании приемы повышения познавательной активности на уроках литературы, такие как «Фишбоун», помогают ученикам исследовать судьбы героев. При этом соблюдается обозначенный автором метода принцип: «кратко, точно, лаконично».

Методика подходит для индивидуальной и для коллективной работы, для разбора отдельных произведений или для анализа тех или иных творческих циклов. Литература в игровом исследовании, которое проводят ученики, может пересекаться с другими предметами: географией, историей и так далее.

 

Подробнее читайте в журнале «Методист организации образования»

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться