Справочник руководителя образовательного учреждения

Работа психолога с детьми группы риска

  • 6 мая 2019
  • 25
Работа психолога с детьми группы риска
Работа психолога с детьми группы риска

Работа с детьми группы риска в школе была актуальна всегда. Работа психолога с детьми группы риска подразумевает использование конкретных методов, приемов и рекомендаций. Классный руководитель с детьми группы риска также проводит определенную работу.

Читайте также эту статью на казахском языке

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Арт-терапия в работе педагога-психолога
Работа психолога с детьми группы риска
Л. В. Ханина педагог-психолог КГУ «КШДС № 2», г. Приозерск

Форма проведения:мастер-класс.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и др.) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Работа с детьми группы риска в школе была актуальна всегда, но в последнее время ее необходимость приобретает всё большую значимость. В последнее время всё чаще выявляются факты криминала, алкоголизма, наркомании среди детей, что не в последнюю очередь обусловлено изменениями в обществе.

От того, как проводится работа с детьми группы риска в школе, зависят не только показатели, но и взаимоотношения в школе. А с учетом того, что некоторые родители устраняются от процесса воспитания, ответственность школы возрастает.

Работа психолога с детьми группы риска предполагает применение определенных методов, приемов и рекомендаций. Классный руководитель с детьми группы риска тоже проводит определенную работу. Очень многое зависит от родителей, семьи. Именно поэтому очень важно, чтобы педагоги, психологи, родители, работники ИДН и организаций дополнительного образования объединили свои усилия. Ведь один человек не в силах справиться со всеми задачами, и мы все ответственны за поведение будущих членов общества.

Выявление детей группы риска

Выявление детей группы риска подразумевает знание не только самого понятия и того, какие дети входят в группу риска, но и причин.

Дети группы риска – это дети с разными формами психологической и социальной дезадаптации, что выражается в поведении, не соответствующем нормам и требованиям ближайшего окружения (школы, семьи).

Существуют определенные критерии, по которым детей могут отнести к группе риска: поведенческие, учебно-педагогические (например, систематические пропуски занятий по неуважительным причинам), социальные (проблемы адаптации, асоциальная семья и пр.) и даже медицинские.

Причины могут заключаться не только в сложностях переходного возраста. Подростки ощущают потребность в определении положения в социуме, перестраиваются механизмы социального контроля. Кроме того, существуют риски, которым может подвергнуться любой ребенок: трудности адаптации к новым условиям жизни или обучения, существенные проблемы со здоровьем и т. д. В группу риска могут попасть даже одаренные дети.

Первостепенную важность имеет воспитание в семье. Враждебная атмосфера в семье, проблемный развод родителей, когда детьми манипулируют, перебрасывают их из одной семейной ситуации в другую и т. д. – любой из этих факторов может повлиять, и ребенок попадет в зону риска. Сказывается даже пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Таким образом, при работе с ребенком, входящим в зону риска, прежде всего нужно обратить внимание на особенности семейной ситуации.

Помощь детям группы риска

Помощь детям группы риска в первую очередь подразумевает знание источников опасности, это помогает выявлять причины и принимать соответствующие меры. На основе этого и строится определенная работа школьного психолога и классного руководителя.

Источники опасности:

  • Семья: гиперопека или, наоборот, равнодушие к проблемам ребенка; насилие, агрессия и пр.
  • Социум: избыток информации (Интернет, телевидение, СМИ), в том числе формирующей неправильные представления и отношение к тем или иным аспектам жизни. Дети могут часами просматривать видеоролики в Интернете. Но многие из нас даже не подозревают, какое огромное количество такого видеоматериала содержит искаженную информацию, нецензурные слова, примеры неадекватного поведения. Всё это в конечном итоге отражается на поведении детей, их манере общения.
  • «Я сам»: трудность формирования жизненных ориентиров, самопонимания, общения; внутреннее одиночество; заниженная самооценка; нет позитивных жизненных целей и пр.
  • Сверстники. Многие дети чувствуют потребность в самоутверждении, особенно среди сверстников. Одни довольствуются подчинением и зависимостью более слабых, другие испытывают себя и других, а кто-то может даже начать контактировать с представителями преступного мира. То есть могут использоваться даже противоправные формы самоутверждения.
  • Организации образования, воспитания. Как ни странно это звучит, но организации образования тоже могут являться источником опасности. Причины могут крыться в конфликтной обстановке, авторитарном типе общения, а также в профессиональной некомпетентности педагогов: ничем не обоснованные требования, гиперконтроль, неблагоприятный психологический климат – всё это отрицательно сказывается на учащихся.

Помощь детям группы риска предполагает необходимость учитывать множество нюансов, и немаловажен при этом принцип систематичности и последовательности. В помощь учителям разрабатываются различные программы, учитывающие все необходимые моменты и предлагающие разные формы и методы работы (вплоть до примерного тематического планирования занятий с примерами игр и упражнений).

Работа психолога с детьми группы риска

Работа психолога с детьми группы риска, как и работа других учителей, родителей по воспитанию ребенка, должна быть построена на постоянной поддержке и стимулировании положительного поведения детей, на личном примере родителей и учителей, психологов.

Большое значение имеет и единое воспитательное пространство. Взаимодействие с другими профилактическими организациями позволяет совместно изучать интересы детей, оказывать им поддержку, помогать справляться с проблемными ситуациями и, самое главное, выбирать отдельный подход к каждому ребенку. На этой основе можно разработать план работы психолога с детьми группы риска, в том числе и индивидуальные планы работы с детьми группы риска.

Школьные психологи могут взять на вооружение программу психологических приемов работы с детьми группы риска.

Программа работы с детьми группы риска

Программа работы с детьми группы риска предлагает комплекс мер, нацеленных на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, восстановление социального статуса ребенка в коллективе сверстников.

Что включает в себя программа психологических приемов работы с детьми группы риска:

– цель, задачи; предполагаемые результаты, их оценка;

этапы реализации программы (диагностика и пр.);

– работа с семьей, с педагогами, с учащимися (методы и формы);

– психологическое сопровождение;

– организация педагогической, медицинской, психологической помощи.

Очень полезен будет психологам, а также классным руководителям представленный в программе примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми с асоциальным поведением.

В программе также дается тематическое планирование занятий. По каждой теме занятий даются примеры игр и упражнений.

В приложении к программе представлен рекомендуемый перечень мероприятий по психокоррекционным занятиям с учащимися.

Программу психологических приемов работы с детьми группы риска можно скачать на сайте

нашего электронного журнала «Справочник классного руководителя».

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ