Справочник руководителя образовательного учреждения

Самопознание в Казахстане: урок, предмет, цель, методы

  • 26 февраля 2019
  • 127
Самопознание в Казахстане: урок, предмет, цель, методы
Самопознание в Казахстане: урок, предмет, цель, методы

Самопознание как предмет поможет человеку познать себя, расширить границы собственного сознания, постичь грани и тонкости своей сущности, четко определяя свое положение в этом мире, грамотно создавать модель своего будущего.

Читайте также эту статью на казахском языке

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, изменили отношение педагогов к учащимся, проявляющим неординарные способности. Современный педагог должен формировать новую систему универсальных знаний, быть мастером своего дела, воспитывать в ребенке нравственные качества, развивая склонности и способности личности каждого ученика. Очень важно увидеть грани маленькой человеческой души, раскрывая уникальность каждого ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ»
О. И. Раченко учитель начальных классов и самопознания КГУ «СШ № 19», г. Усть-Каменогорск
На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир.

Урок самопознания

Урок самопознания поможет человеку познать себя, расширить границы собственного сознания, постичь грани и тонкости своей сущности, четко определяя свое положение в этом мире, грамотно создавать модель своего будущего, а значит, не остаться равнодушным, не ограничиться банальными первостепенными потребностями жизни.

Предмет Самопознание

Предмет «Самопознание», на наш взгляд, как раз и может направить и создать условия, необходимые для дальнейшего успешного развития личности. А человек будет успешен тогда, когда научится определять свои сильные и слабые стороны, обращая последние в цели дальнейшего саморазвития, примет себя таким, каков он есть, и, главное, правильно расставит приоритеты в жизни.

Цель самопознания

Одним из рычагов, позволяющих осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения талантливых и способных школьников, которых мы называем одаренными. На уроке самопознания можно подобрать дифференцированные творческие задания, помогающие детям раскрыть свои способности и возможности, выявляя область одаренности в том или ином направлении.

Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар, имеющийся у каждого, и задача педагога – направить ребенка в развитии его направления одаренности. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

На сегодняшний день проблемой одаренности занимаются многие специалисты в области педагогики и психологии. Самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).

Рассмотрим теорию одаренности Дж. Рензулли на уроках самопознания под углом дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение на уроках самопознания – актуальная возможность раскрытия индивидуальности ребенка в условиях современной школы. В преподавании самопознания особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей личности через призму дифференцированных практических заданий. Учитель всегда в поиске нового, интересного, креативного. Как раскрыть способности каждого ребенка? Как сделать процесс обучения интересным каждому? Как помочь ребенку реализовать себя в разных видах деятельности? И в этом помогает подбор дифференцированных заданий на уроке.

На уроке самопознания для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его направления одаренности предпочтительны интерактивные формы обучения, которые не только способствуют развитию эмоционального и творческого интеллекта, но и создают фундамент для ученической состоятельности на других учебных дисциплинах. Рассмотрим некоторые из них.

Методы самопознания

Метод эксперимента

Это вовлечение школьников в интересную экспериментальную деятельность с целью выявления способности интеллектуальной и творческой готовности, которая создаст оптимистический настрой, укрепит веру в свои силы.

«Кривая мышления»

Цель: способствовать развитию эмоционального интеллекта, повышению интеллектуальной и творческой готовности к процессу восприятия информации, с учетом шкалы мышления и параметров поэтапных видов деятельности.

Обозначить этапы мыслительной деятельности с учетом видов работы:

  • включение в работу;
  • работоспособность;
  • окончание (исход) работы.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: рабочая тетрадь, маркеры трех цветов (зеленый, красный, синий), музыкальное сопровождение.

Технология проведения: работа с подсознанием ребенка.

Задание. Начертить от руки кривую (зигзагообразную) из 15 произвольных линий: первые 5 зигзагов – зеленым маркером, вторые – красным, третьи – синим.

  • Первые 5 зигзагов означают процесс включения в работу мыслительной и творческой деятельности.
  • Вторые 5 зигзагов – работоспособность ребенка на данном временном этапе урока.
  • Третьи 5 зигзагов – исход работы мыслительной, творческой деятельности.

См. образец.

Из расчета – 40 минут.

Образец

А – высокая работоспособность;
Б – средняя работоспособность;
В – низкая работоспособность.

Исходя из образца, высокая работоспособность ребенка приходится на 20-ю минуту урока. Зная особенности работы своей нервной системы, ребенок сможет сделать акцент на продуктивное воспроизводство того или иного вида деятельности вне зависимости от урока любой сложности.

Таким образом, данное задание поможет ребенку утвердиться в правильно выбранном промежутке времени для выполнения того или иного задания, в преодолении различных интеллектуальных и творческих барьеров, а следовательно – достичь успеха.

Метод переключения

Есть семьи, где у обычных родителей уже сформирована крайняя степень неуверенности в себе. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, особенно одаренных. А одаренность часто сочетается с более тонкой психической организацией ребенка. Данный метод используется в работе с неуверенными детьми, с низким уровнем самопритязаний и находящимися в поиске собственного «я». Он способствует раскрытию личности ребенка, развитию творческого подъема и воспитанию целеустремленности.

«Карта внутреннего мироощущения»

Цель: способствовать раскрытию внутренних личностных качеств с целью обретения внутренней душевной гармонии в отношении внутреннего мироощущения и социума, становлению положительных нравственных качеств личности ребенка, повышению уровня притязаний.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: листы формата А5, цветные маркеры, при необходимости предметные и сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

Технология проведения: упражнение можно проводить как по подгруппам, так и индивидуально.

Задание (начинается с беседы).

– Что обычно изображается на карте мира? (Острова, материки, океаны, моря, города, озера, страны, горы, реки…)

Ваша задача – превратить эту карту в карту вашего внутреннего мироощущения и расположить на ней свои города, реки, материки, острова и т. д. Располагать их можно в любой последовательности и очередности, можно использовать любую цветовую гамму (необязательно традиционную), и названия ваши могут носить и включать в себя свои острова и горы. Например: горы Мудрости или горы Преодоления препятствий; река Обиды, которая утекает вдаль от вас, или озеро Любви; город Цветного настроения; страна Размышления и т. д.

  • Изображая тот или иной объект, прочувствуйте его.
  • Изобразите себя в виде смайликов там, где вам комфортнее всего. При защите объясните свой выбор.
  • Что может послужить вам опорой или помощником на том или ином объекте?

Если это горы Преодоления препятствий, то, изображая их, мысленно преодолевайте свои препятствия для достижения своей конечной цели.

По окончании работы каждая подгруппа защищает свою проектную карту.

Данное изображение дано детям в тетради:

Далее проводится анализ.

– Что вы прочувствовали, когда изображали те или иные объекты своего восприятия?

– Какие ощущения вызвали объекты достижения цели?

– Как вы себя настраивали на достижение того или иного результата?

– Можно ли сказать, что ваши положительные личностные качества занимают лидирующее положение на карте и ваше «я» нацелено на положительное?

Метод творческих преобразований

Данный метод мягко и непринужденно воздействует на нервную систему подростка, не только создает предпосылки для развития творческого потенциала ребенка, но и обогащает ребенка духовно, воспитывая стремление к самореализации, реализации своих способностей, параллельно способствуя развитию эмоционального интеллекта, познавательной активности, нацеливая на успех и профессиональное самоопределение.

«Цветовая спираль восприятия»

Цель: способствовать развитию эмоционального интеллекта, познавательной активности, снятию эмоциональной зажатости, межличностной тревожности, повышению творческого потенциала, развитию воображения, восприятия, креативного мышления.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: листы формата А4 либо рабочая тетрадь, маркеры, музыкальное сопровождение.

Задание. Изобразить в тетради или на листе бумаги кривую в виде спирали трех цветов.

Учитель. Сначала вы возьмете зеленый маркер и закрутите два витка этой цветной кривой, при этом старайтесь настроить себя на спокойствие и уверенность. Далее вы плавно переходите на красную цветовую кривую, при этом настраиваете себя на успешную и четкую предстоящую работу, которая ведет к намеченной цели, и делаете еще два витка. Заканчиваете работу синим цветом – тоже два витка, при этом утверждаясь в проделанной работе с положительной стороны.

По окончании выполнения задания проводится анализ.

Пример:

Итоговый анализ.

– Какие ощущения возникали у вас при рисовании?
– Что вам помогало?
– Помогали ли вам цвета на этапе восприятия информации?
– Почувствовали ли вы творческий прилив сил?

Таким образом, обучение и развитие одаренности ребенка в условиях дифференцированного обучения на уроках самопознания служит хорошим подспорьем и другим учебным дисциплинам в определении и развитии способностей и склонностей личности обучающегося.

Статья опубликована с сокращениями,

полностью публикацию читайте в журнале № 2-2019

«Справочник классного руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ