MCFR.KZ Образование

Воспитательная работа

  • 11 января 2019
  • 22
Воспитательная работа
Воспитательная работа

Большую роль в воспитательной работе играет мастерство учителя, классного руководителя, умеющего дать хороший совет, показать направление, подыскать нужное доброе слово, помочь найти выход из затруднительного положения.

Читайте также на казахском языке

В последнее время часто приходится наблюдать у подрастающего поколения резкое ослабление духовного потенциала. Возрождение духовности – необходимый путь для воспитания школьников, для гармонично развитой личности, способной найти свое место в жизни, которая будет грамотно и самостоятельно принимать решения и сможет адаптироваться к условиям быстро изменяющегося мира. 

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная работа

М. Т. Туякова

тренер центра уровневой подготовки ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», г. Костанай

Статья посвящена освещению аспектов интеллектуального развития учащихся через рациональную организацию внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование основных жизненных ценностей. Это любовь к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе и развитие таких качеств, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Их формирование происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника играет классный руководитель.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание включает в себя развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным общемировым ценностям человечества и конкретного общества, когда ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результат такого воспитания – появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка ее нравственности со стороны окружающих.

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен только школьными годами. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь, но фундамент закладывается в детстве.

Работа классного руководителя

Работа классного руководителя, к тому же не освобожденного от уроков, – трудная и кропотливая. Это должна быть совместная работа с детьми. Отрадно видеть детей, придумывающих свой «таинственный секрет дружбы», когда они разгадывают причину неудавшихся дел, узнают, почему от одних слов у человека поднимается настроение, а от других хочется плакать. Они откровенно пишут в «Книге добрых дел», что сделали на своей планете:

Я сегодня помогла бабушке перейти дорогу.

Я помог маме нести продукты из магазина.

Я помог первокласснику нарисовать картинку.

Мы подружились с «добрыми словами».

Мы хотим занять первое место в конкурсе.

Мы хотим соревноваться со старшеклассниками.

Такие «детские дела» помогают школьникам не просто быть в школе, прилежно сидеть за партой, получать оценки, а учиться дружить, уважать старших, помогать младшим, уметь уступать, радоваться за успехи одноклассников и т. д. И делать всё это искренне и с большим желанием.

Средства воспитания

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Это и художественная литература, и изобразительное искусство, и музыка, и кино.

Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, принимают активное участие в беседах, выставках, презентациях. Особо сильное впечатление на детей производят работы художников, которые изображают мир реалистично и понятно.

Еще одним средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Средством воспитания является и атмосфера, в которой растет ребенок. Она должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью и т. д.

Проекты в воспитательной работе

Современная школа предлагает различные средства и методы воспитания, в том числе проекты. Один из них – проект «Наши батыры», посвященный молодым землякам, выпускникам школы, ушедшим в армию. Этот проект включает в себя ряд практических дел: сбор материала для школьного историко-краеведческого музея о выпускниках, приглашение их родителей на классный час, изготовление стенда «Наши защитники». Также дети пишут письма в армию, в которых рассказывают о своих успехах, о том, чем занимаются, посылают фотографии, рисунки, стихи, поздравляют с праздниками.

Очень интересен проект «Посылка ветерану». Собственными руками на уроках труда ребята мастерят посылку. В нее кладут подарки, сделанные своими руками, сочинения о ветеранах войны, конверты пожеланий, очерки – всё, что может порадовать солдата, чтобы он знал, что о нем помнят.

Памятны и эмоциональны встречи-сопереживания, на которых создаются ситуации, позволяющие возникнуть чувству сопричастности к жизни людей, испытавших боль Великой Отечественной войны, утраты родных и близких друзей. В такие моменты дети начинают понимать глубину страшной трагедии, произошедшей с людьми. К примеру, организация встречи с бывшей узницей концлагеря В. И. Афанасьевой. Ниже приведен отрывок из сочинения «Долгий путь домой» ученицы 10-го класса.

Я до сих пор помню детский крик, плач и слезы детей, когда тронулся эшелон. Началась суматоха, толкотня и давка. Долго мы не могли прийти в себя, пока не нашли своих близких. В темноте трудно было разглядеть, кто рядом с тобой. И только к вечеру, когда уже немного успокоились, нашли свои семьи, наступила тяжелая, давящая тишина. Поезд, лязгая десятками колес, увозил нас в неизвестность. За стеной вагона мчалась навстречу ночь, мосты звенели коротко и жутко. Изредка сквозь щелки можно было увидеть огни каких-то незнакомых станций. Скорчившись, уткнувшись в подол маминого платья, ехали долго. Мерзли. На мне было летнее платьице. Да и кругом все были кто в чем. Очень хотелось есть. Днем я увидела через дырочку в вагоне зеленую травку. Хотелось ее пожевать, но как? Так начиналась моя горестная дорога в немецкий плен.

Важно всё то, что особенно затрагивает духовную сферу, нравственные ценности, заставляет прислушиваться к своему внутреннему голосу, позволяет раскрепоститься. Всё это мало-помалу формирует духовный мир ребенка.

В данное время особенно актуальна тема экологического воспитания. Здесь можно использовать «Совет всех существ», где дети пытаются почувствовать себя представляемым существом, входят в его образ. (Дети представляют образы цветка, реки, птицы, моря. Каждый представляет то, что он чувствует, если ему что-то или кто-то угрожает.)

Интересны и психологические элементы – погружение в образ Земли, разыгрывание сценок «Встречи с саботажником», в которых один из «актеров» играет роль спасителя природы, а другой – саботажника (внутренний голос).

Особое внимание уделяется культуре межнационального общения, ориентации учащихся на формирование твердых убеждений о важной роли морали, нравственности и оценки человеческих поступков. Решению этих задач способствуют классные часы по этике. Например: «Я и Мир», «Кто, если не мы?», «Азбука нравственности», «Кривое зеркало», «Уроки взаимопомощи».

Удачной находкой в школе стало оформление «Стены улыбок», состоящей из фотографий и иллюстраций улыбок людей.

 В современном обществе выдвижение материальных ценностей на приоритетные позиции по сравнению с ценностями духовными неизбежно влечет за собой серьезный мировоззренческий кризис. Поэтому поднятие духовно-нравственного воспитания в школе должно обеспечить сохранность общемировых культурных традиций в контексте современных преобразований.

 Источник: журнал "Справочник классного руководителя"

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться