MCFR.KZ Образование

Школьная медиация

  • 20 декабря 2018
  • 80
Школьная медиация
Школьная медиация

Медиация – инновационный метод, направленный на разрешение споров, конфликтных ситуаций, между участниками образовательного процесса (учащимися, учащимися и родителями).

Читайте также эту статью на казахском языке

★ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА ★

Документация школьной службы медиации

Создание медиативной службы проходит поэтапно для планомерной инте-грации медиативного подхода в школьный учебно-воспитательный процесс.

Администрация организации образования (далее – ОО) предоставляет службе медиации помещение для проведения процедуры примирения. Сотрудники службы получают возможность использовать в своей работе ресурсы школы, включая канцелярские принадлежности, оргтехнику и средства информации.

Алгоритм организации службы:

  • оформление приказа, которым назначается руководитель и персональный состав службы;
  • утверждение Положения о Службе медиации в ОО;
  • проведение собрания медиаторов, в ходе которого сотрудники начинают изучать нормативную базу, регламентирующую формирование Службы медиации в ОО;
  • утверждение порядка функционирования службы и определение круга обязанностей ее сотрудников;
  • утверждение внутренних документов службы, журнала и других бланков отчетности, образца соглашения;
  • прошедшие регистрацию сотрудники подписывают первичный протокол о намерениях информировать о создании службы всех участников образовательного процесса;
  • все решения, принятые на собрании медиаторов, протоколируются.

Перечень документации службы:

  • приказ директора ОО о создании школьной Службы медиации;
  • Положение о создании школьной Службы медиации (приложение 1);
  • Устав;
  • должностная инструкция куратора;
  • формы обращений в службу, отчетов по ее работе;
  • журнал регистрации конфликтов;
  • регламент проведения примирительной процедуры (читайте в следующем номере журнала);
  • кодекс сотрудников Службы медиации;
  • информационные листы о деятельности команды примирения;
  • программа сопровождения деятельности школьников – членов команды;
  • программа мероприятий работы школьной службы примирения;
  • программа проведения обучающих занятий с учащимися-медиаторами;
  • соглашение о проведении примирительной процедуры;
  • примирительный договор.

Метод направлен на решение главной цели – создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно (не только без агрессии и потерь, моральных и материальных, но и с перспективами личностного и социального роста).

Медиация – инновационный метод, направленный на разрешение споров, конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса (учащимися, учащимися и родителями).

Метод направлен на решение главной цели – создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно (не только без агрессии и потерь, моральных и материальных, но и с перспективами личностного и социального роста).

Цель – через медиативные технологии формировать базовые умения, необходимые для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.

Служба школьной медиации (служба примирения) – это объединение участников учебно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников организации образования, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Медиатор – это независимый человек, нейтральное лицо, помогающий разрешить конфликт, спор и примирить его участников. Это специалист, призванный разрешать конфликты.

Цели и задачи служб школьной медиации

Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства, упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную необходимую помощь.

Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:

  • создание системы защиты прав и интересов учащихся и помощи детям в трудных ситуациях;
  • оказание предупреждающей помощи подросткам с девиантным поведением;
  • организация системы работы с «трудными» детьми;
  • внедрение новых форм досудебного разрешения конфликтов;
  • обеспечение возможности применения медиации всеми участниками образовательного процесса;
  • повышение эффективности оказания психологической и юридической помощи, а также медиативной квалификации педагогов;
  • обеспечение прозрачности воспитательных процедур;
  • развитие восстановительного правосудия.

Служба не должна ограничиваться работой только с детьми. Немаловажной задачей является воздействие на взрослых с целью популяризации конструктивного медиативного подхода к разрешению конфликтов.

В повседневной деятельности сотрудники медиативной службы должны

  • вести просветительскую работу;
  • разрешать разногласия;
  • предупреждать конфликты и препятствовать их распространению.

Для того чтобы служба школьной медиации помогла разрешить конфликт либо спор, стороны должны обратиться в службу и заявить о своем желании. По окончании восстановительных мероприятий (консультаций со сторонами, переговоров, выработки взаимоприемлемого варианта разрешения конфликта) стороны заключают письменный или устный договор.

Программы по медиации могут проводиться только при добровольном участии всех сторон конфликта.

В противном случае конфликт объявляется немедиабельным и в работу вступают Совет профилактики, социальный педагог, психолог и т. д.


Состав школьной медиации

В службу могут входить все желающие: педагоги, психологи, социальные педагоги, родители и учащиеся, прошедшие обучение и не являющиеся сторонниками участников конфликта. Главное условие – владение навыками проводить восстановительную работу.

Сотрудники службы медиации оказывают помощь каждому учащемуся, который нуждается в помощи для разрешения конфликта. При этом право принятия решения в споре делегируется куратору, а участники спорной ситуации уже не могут влиять на ее исход.

Отличительные черты процесса медиации:

  • медиатор выбирается;
  • учитываются интересы сторон;
  • решение принимается конфиденциально.

Кураторы медиативной службы в ходе регулярного общения с детьми опираются на принципы беспристрастности и нейтральности. Они никогда не принимают чью-либо сторону, чтобы не стать участниками конфликта. Ученики, которые входят в службу медиации в школе, никоим образом не должны принимать участие в улаживании конфликтов происходящих между

  • работниками школы;
  • педагогами и родителями;
  • администрацией и учителями.

Деятельность службы регулируется планом, в котором указываются мероприятия, сроки их выполнения и лица, ответственные за их выполнение. В соответствии с планом строится дальнейшая деятельность команды медиаторов:

  • сотрудники службы медиации получают сведения о конфликтных случаях от разных лиц: социальных работников, учителей, учеников, их родителей, представителей администрации школы;
  • по каждому конкретному случаю применения методики медиации, а также определению сроков и этапов проведения процедуры сотрудниками службы принимается отдельное решение;
  • начинать процедуру посредничества можно только в том случае, если конфликтующие стороны выразили согласие участвовать в ней;
  • необходимо заручиться согласием родителей или иных законных представителей, если действия участников конфликта квалифицируются как дисциплинарный проступок;
  • нельзя проводить процедуру медитации с детьми, не достигшими 10-летнего возраста, и лицами с заболеваниями нервной системы.

Специалисты службы примирения практикуют процедуру медиации совместно со взрослым участником команды примирения и учеником.

 

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 12-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться