MCFR.KZ Образование

Подвижные игры в классе

  • 21 декабря 2018
  • 24
Подвижные игры в классе
Подвижные игры в классе

Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходимо активно двигаться, выполнять физические упражнения, развивающие спортивные и подвижные игры в классе.

Читайте также эту статью на казахском языке

      Подвижные игры на уроке имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Ученик в начальных классах еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

      Сердечно-сосудистая система ребенка 7–9 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца). Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

       Функция внимания у младших школьников недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

Роль семьи в правовом воспитании ребенка
Подвижные игры в школе

О. Ю. Кадочникова

учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 3», г. Караганда
О повышении правовой грамотности родителей, ознакомлении родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка, а также правах, обязанностях и ответственности родителей рассказывает автор на примере родительского собрания.

Рекомендации для подвижных игр

Подвижные игры в школе могут состоять из разнообразных свободных простых движений, в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6–9 лет. Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им не хватает выдержанности и упорства. Их настроение меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.

Правила игры учителю следует излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях.

К примеру, об игре можно рассказать в форме сказки, что воспринимается с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Ученики 1–3 классов очень активны, но не могут рассчитать своих возможностей. Все хотят быть водящими, поэтому учителю лучше самому назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался: непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у ребят речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, необходимо определить место для выбывших и удалять их ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил учителю следует относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Для них привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у ребят интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы необходимо учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.

Преимущественное место занимают игры:

  • с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай» и с увертыванием;
  • с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия и через предметы (невысокую скамейку);
  • с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера.

Каждая игра состоит из одного-двух вышеперечисленных видов движений, обычно они применяются обособленно или попеременно и изредка – в сочетаниях. Например, игра «Попрыгунчики-воробушки» построена на подпрыгивании, игра «Волки во рву» – на перебежках, в которые включены прыжки в длину.

Для проведения большинства игр в младших классах учителю следует иметь яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

Рекомендуемый инвентарь для проведения игр в начальных классах

  • 20 небольших флажков разного цвета;
  • 40 малых мячей;
  • 4 больших мяча (типа волейбольных);
  • 4–8 обручей;
  • 40 коротких скакалок;
  • 2 длинные скакалки;
  • 6–10 мешочков с песком;
  • 6–8 бумажных колпаков (цилиндрической формы);
  • 6–8 повязок на глаза.

Распределение подвижных игр

В основной части урока для развития быстроты и ловкости целесообразнее проводить игры-перебежки, в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока.

Иногда занятия могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Они требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, включают в себя 2–3 игры, знакомые детям, и 1–2 новые.

Игра «Кто подходил»

Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Ведущий указывает на кого-либо из играющих, тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подает голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займет свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила:

  • водящий не должен раньше времени открывать глаза;
  • голос подает только тот, на кого укажет ведущий;
  • первый водящий не считается проигравшим.

Игра «Космонавты»

По углам и сторонам зала чертят 5–8 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2–5 кружков – «ракет». Общее количество должно быть на 5–8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома» можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля-Луна-Земля)

З-М-З (Земля-Марс-Земля)

З-Н-З (Земля-Нептун-Земля)

З-В-З (Земля-Венера-Земля)

З-С-З (Земля-Сатурн-Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим – места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет».

Опоздавшие становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полета.

Правила:

  • начинать игру только по установленному сигналу ведущего;
  • разбегаться только после слов «Опоздавшим места нет!».

Игра «Караси и щука»

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».

По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть.

Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины – круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15–18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши – коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».

Правила:

  • игра начинается по сигналу ведущего;
  • все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши, стоящие не имеют права задерживать их;
  • игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за ее спину и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются и выбирается новая «щука».

Игра «Белые медведи»

Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!», и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину.

Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем».

Побеждает последний пойманный игрок.

Правила:

  • «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил «медведь»;
  • при ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Игра «Совушка»

Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо – в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!», дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят.

По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!», играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем она опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего – поймавшего большее количество игроков.

Правила:

  • «совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному – вырываться;
  • после двух-трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

Игра «Мяч на полу»

Участники образуют круг. Двое играющих – водящие – становятся в середину. Стоящие по кругу опускаются, но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

По сигналу ведущего играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими.

Правила:

  • игра начинается по сигналу;
  • осаленный по ногам водящий сразу же идет на место осалившего его;
  • осаливать можно не выше коленей.

Игра «Кто обгонит?»

Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятерки и берутся за руки. Это команды. Их задача – по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах.

Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону.

Выигрывает команда, которая первой достигла границы.

Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав.

Правила:

  • нельзя вставать на обе ноги;
  • игроки не должны расцеплять руки;
  • при нарушении правил команде засчитывается поражение.

 


Источник: Журнал «Справочник классного руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться