text
MCFR.KZ Образование

Семья как фактор личностного развития ребенка

  • 8 октября 2018
  • 12
Семья как фактор личностного развития ребенка
Семья как фактор личностного развития ребенка

Семья играет важную роль в воспитании детей. Оно немыслимо без родительской любви к детям и любви детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Правильное отношение родителей к воспитанию положительно отражается на учебной, трудовой и общественной активности детей.

Читайте эту статью на казахском языке:

Благодаря заботам родителей с раннего возраста осуществляется правильный процесс развития ребенка. В семье ребенок готовится к будущей самостоятельной жизни в обществе, ему передаются духовные ценности, моральные нормы, модель поведения, традиции. Дети учатся строить отношения с другими членами семьи, родственниками, знакомыми. Кого-то они любят, кого-то избегают, с кем-то просто считаются, кому-то выражают свою симпатию или антипатию. Дети учатся у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои эмоции. Ученики, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, меньше трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. В ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдет в детский сад и школу, уже видны ростки будущего разрушения.


★ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА★

Роль семьи в правовом воспитании ребенка
Семья как фактор личностного развития ребенка

О. Ю. Кадочникова

учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 3», г. Караганда
О повышении правовой грамотности родителей, ознакомлении родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка, а также правах, обязанностях и ответственности родителей рассказывает автор на примере родительского собрания.

Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях.

Как говорит автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука, глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а вот выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

В настоящее время от современных матерей часто можно услышать такую фразу: «Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование». Одни считают, что должны работать ради ребенка, другие считают, что главное – накормить его.

Все эти различия зависят не только от финансового положения семьи, но и от различного отношения родителей к воспитанию детей. Некоторые гордятся тем, что они «свободно» воспитывают своего ребенка. Такого «свободного» воспитания быть не должно, потому что воспитание – это ежедневный труд родителя.

По статистике, чем более «свободно» воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Лучшее воспитание для ребенка – это материнская любовь и внимание. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Наказания за проступки и похвала за хорошее должны умеренно ими чередоваться.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

Воспитательные методы родителей должны быть обязательно согласованными. У ребенка формируется мир ценностей, от этого зависит его будущее. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Дети от них перенимают умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с детьми, может сформировать личность ребенка.

Например, в Японии в школах не принято сравнивать детей друг с другом. Можно сравнивать только с самим собой. То есть нельзя, например, говорить: «Арман, ты сделал лучше, чем Алуа». Можно сказать: «Арман, ты сегодня сделал лучше, чем вчера».

В последнее время люди стали меньше общаться друг с другом. Живое общение заменяется Интернетом, телефоном. И это не может не сказаться на воспитании детей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях.

Очень важно, чтобы то, чему взрослые учат ребенка, подкреплялось личными примерами, чтобы теория взрослых не расходилась с практикой. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая готовые модели поведения. Мамы и папы являются источником необходимого жизненного опыта, влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Известный педагог Песталоцци говорил, что ребенку сначала необходима искренняя забота и любовь, а затем – образец поведения и нравственности самих родителей. Если они учат ребенка не обманывать, а сами лгут, то, скорее всего, ребенок будет поступать также.

Ребенку нужны оба родителя. Но, к сожалению, не во всех семьях есть любящие отец и мать. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Традиционная семья

Большая по численности, где в одном доме проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые почитают старших, соблюдают национальные и религиозные обычаи. Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших фактически является законом для их детей. Именно от бабушек и дедушек можно унаследовать культуру, мудрость, а взаимоотношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт.

Нуклеарная семья

Состоит преимущественно из двух поколений – супругов и детей (до вступления в брак последних). Это молодая семья, где обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге (в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не допускать подобные отношения). Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья. Нельзя воспитать хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Неполная семья

Возникает в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка.

Материнская (внебрачная) семья

Мать не состоит в браке с отцом своего ребенка. Такие семьи создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор.

Промежуточная семья

Такие отношения в любой момент могут принять какую-то окончательную форму: «развалятся» или будут закреплены документально.

От микроклимата в семье зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и доброжелательности. В атмосфере же равнодушия, отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.

 

Трения между родителями травмирующим образом влияют на ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, агрессивным. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Недостаточное внимание родителей к воспитанию детей отрицательно отражается на их общественной активности, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему взрослые учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы их теория не расходилась с практикой.

Для ребенка плач или крик – единственное средство привлечь к себе внимание, так как он не знает другого пути самовыражения. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа – значит лишить его с самого начала общения.

Таким образом, семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

  • любовь, гуманность и милосердие к ребенку;
  • постоянное внимание и забота о ребенке;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • уважение к ребенку;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • последовательность в своих требованиях;
  • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

Чтобы усилить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка давления, помогая ему самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

В заключение хочется сказать, что просто необходимо больше доверять детям, не унижать их постоянными замечаниями, критикой или тотальным контролем, иначе они вырастут беспомощными и неуверенными.


Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 10-2018

 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты