text
MCFR.KZ Образование

Урок казахского языка

  • 1 октября 2018
  • 45
Урок казахского языка
Урок казахского языка

Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий. Среди них особое место занимает технология развития критического мышления на уроке казахского языка.

Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий. Среди них особое место занимает технология развития критического мышления.

Цель – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Критическое мышление – это способность принимать решения, занять свою позицию, объяснить ее и выслушать собеседника. Нацелено на получение желаемого результата. Если человек умеет объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять предположения и выводы, у него есть критичность ума. Критически мыслить – значит, иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументированно спорить, уметь ценить чужую точку зрения, проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и планомерно искать ответы.  

Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.   Особенность технологии – учащийся во время обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, самостоятельно отслеживает направления своего развития, определяя конечный результат. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Посредством разнообразных приемов технологии развития критического мышления (далее – РКМ) учащиеся приобретают не только учебные умения, навыки и способы деятельности, но и желание учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании. Формируется умение воспринимать и творчески перерабатывать информацию, работать с текстом, задавать вопросы, т. е. осуществлять коммуникацию. При обучении казахскому языку РКМ можно рассматривать как один из факторов формирования коммуникативной компетенции, которое происходит на начальном этапе обучения. Применение технологии позволяет оживить урок, сделать его содержание увлекательным, эмоциональным и емким. Проводить занятия можно в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

 Структура урока делится на 3 стадии:

«Вызов» – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта учащихся, вызов сохраненных знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

«Осмысление» – направлено на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому». Осуществляется непосредственный контакт с новыми сведениями и их осмысление (текст, фильм, учебный материал). Работа ведется индивидуально или в парах.

«Рефлексия» – направлена на активное переосмысление, систематизацию, закрепление информации, проверку усвоения. Ребенок фиксирует знания либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии, т. е. идет формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


 Формы рефлексии:

Устная – диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики разных учащихся, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, беседа или обсуждение, игровые методы, круглый стол.

Письменная – тестирование, анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы, представления информации в виде таблиц, графиков, кластеров. Взяв за основу данную структуру, можно легко и быстро построить урок таким образом, чтобы в нем были охвачены все идеи модуля. Использование методов развития критического мышления повысило интерес учащихся к урокам казахского языка.

Например, можно провести беседу.

Для чего необходимы знания языков?

Насколько вы владеете разговорной речью, мы и узнаем на уроке.

Устно-речевая разминка на казахском языке.

Қазір кім өз туралы айтады?

В случае затруднения учителем задаются дополнительные вопросы:

Сенің атың кім?  – Сен неше жастасың?

Қайда турасың? – Сен қай мектепте окисың?

Сендер кай Республикада тұрасыңдар?

Саған қай сабақ ұнайды?

На первой стадии вызова используется стратегия «Кластер». Этот прием может быть применен при систематизации информации. Он помогает ребятам выделить основные понятия и закономерности, используется при ознакомлении с новой темой.  В центре чистого листа (классной доски) – написать ключевое слово или предложение (үй жанұарлары), которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «раскидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (сиыр, қой, ат, ешкі,  тауық). В процессе записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники» (бұзау, қозы, құлын, лақ, балапан), устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Формы работы: ˗«Корзина идей» в символическую «корзину» дети кладут все имеющиеся у них знания по изучаемой теме; ˗«Загадка» тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания; ˗«Да – нет» учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет»).

На второй стадии осмысления используются приемы:

«Чтение с остановками». Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста «Күз» определяют, о чем пойдет речь в произведении. В основной части занятия текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, объясняют свои ответы.

«Логическая цепочка». После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности, что помогает при пересказе текстов. Также часто используются такие развивающие игры как «Цепочка слов», «Назови подходящее слово», которые активизируют мыслительную деятельность детей на уроке.

На третьей стадии рефлексии используется «Синквейн». Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс. Например: «отбасым» – (имя существительное), менің, үлкен – описание темы двумя словами (прилагательные), тұр, отыр, жатыр – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы), мен отбасымды жақсы көремін – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме, жанұя – одно слово, синоним темы.

Использование технологии развития критического мышления на уроках казахского языка в начальной школе позволяет сделать работу более эффективной, интересной и творческой.

★ЯЗЫК – ДУША НАРОДА★

К. Ж. Сулейменова

учитель начальных классов ГУ «СОШ № 2», г. Аркалык

Форма проведения: игра-викторина ко Дню языков народов Казахстана.

Цель:

  • расширение знаний учащихся о символах государства, их особенностях;
  • развитие познавательного интереса к истории страны, к языкам;
  • воспитание толерантности, умения проявлять творческие и интеллектуальные способности.

Известны многие разновидности общения: язык жестов, мимики, символики, цвета, телодвижения и т. д. Но звуки родного языка всегда остаются чарующей мелодией для умеющего слушать. Всё, что люди совершают в мире, совершают при помощи языка. Без него нельзя работать, невозможен прогресс в науке, технике, ремеслах, искусстве, жизни. Язык – это великое творение человека.

Слово – самое совершенное средство общения. Встреча с достойным собеседником, разговор по душам, доброе умное слово издревле ценились в культуре любого народа, стремящегося к развитию. Ребенок, повторяющий за матерью новое слово; ученик, складывающий буквы в слоги; студент, изучающий иностранные языки, – без этого трудно представить нашу жизнь.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты