text
MCFR.KZ Образование

Родительское собрание об инклюзивном образовании

  • 28 сентября 2018
  • 49
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – это вовлечение всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию, оно предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Читайте эту статью на казахском языке:


При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Ребенок с ОВЗ, учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он как и любой другой ребенок нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность таким детям ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.


★КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА★

Рабочая учебная программа по дисциплине «Коррекционный курс»
Инклюзивное образование

Ю. В. Антипина

педагог-психолог КГКП «Костанайский колледж бытсервиса», г. Костанай

Программа подготовлена в соответствии:

  • с пп. 3) п. 2 ст. 6 Закона РК от 27.07.2007г. «Об образовании», в целях реализации единой политики по вопросам организации обучения в группах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и для детей с задержкой психического развития;
  • с методическими рекомендациями об организации работы в коррекционных группах в учебных заведениях технического и профессионального образования и моделью учебного плана специальной общеобразовательной программы профессиональной подготовки.

 Необходимость педагогической работы по формированию готовности родителей "обычных" детей к совместному обучению с "особенными" стоит сейчас достаточно остро. При решении данного вопроса важным является положительное мнение. В этом вопросе семья играет одну из ключевых ролей, ведь зачастую именно родители вольно или невольно сеют зерна вражды, брезгливости, презрения и отрицательного отношения. Неудивительно, что дети копируют негативное отношение и воспроизводят его в коллективе. У большинства родителей возникает обоснованная тревога, что в процессе обучения педагог будет больше времени уделять "особенным" детям, по этой причине другие дети будут больше отвлекаться, не усваивая полноценно необходимые знания, умения и навыки. Кроме того, взрослые часто беспокоятся о том, что контакт их детей с "особенными" будет негативно влиять на их интеллектуальное развитие. Поэтому перед педагогами стоит задача формирования готовности родителей к принятию "особенных" детей как равных "обычным". Это требует специальной подготовительной работы с родителями «обычных» детей.

 

О работе с родителями «обычных» детей

Характер  личного отношения  родителей к воспитанию и обучению их ребенка вместе с детьми с ограниченными возможностями развития (далее – ОВР) в значительной степени определяет эффективность включения «особенного» ребенка в детский коллектив. Подготовку родителей «обычных» детей целесообразно проводить в виде консультативной работы, в процессе которой разъясняется суть инклюзивного образования, раскрываются все положительные моменты, которыми оно сопровождается, устраняется страх взрослых перед предстоящим совместным воспитанием и обучением их детей со сверстниками с ОВР. Подготовка проводится в различных формах. Целесообразно организовать такую работу в виде серии специальных родительских собраний, целью которых является получение родителями максимально полной и реальной информации об особенностях и возможностях детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта и опорно-двигательного аппарата, об идеологии и философии инклюзивного образования и его значении для развития социально справедливого общества и др.

Примерный план-конспект родительского собрания

«Все мы разные – все мы равные!»

Цель: знакомство родителей «обычных детей» с основными принципами инклюзивного образования.

Задачи:

разъяснение понятия «инклюзивное образование» и его основополагающих принципов;  развитие понимания социальной важности инклюзивного образования и осознания его гуманистической направленности;   формирование у родителей «обычных детей» положительного личного отношения к воспитанию и обучению их детей вместе с детьми с ОВР.

Предварительная работа

Проведение анкетирования родителей с целью выявления характера их отношения к совместному обучению их детей с детьми с ограниченными возможностями развития. Подготовка рисунков учеников на тему: «Какие мы разные!». Оформление стенда информацией об инклюзивном образовании, который вывешивается за одну-две недели до проведения родительского собрания. Организация и проведение (за одну неделю до родительского собрания) выставки учебно-методических и научно-популярных книг, газетных вырезок со статьями, законодательных актов, афоризмов великих людей и др. по проблемам инклюзивного образования.

Оснащение: мультимедийный проектор, магнитофон (музыкальный центр или другое музыкальное оборудование), демонстрационная доска.

Ход родительского собрания

Организационный момент Классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой детских рисунков: «Какие мы разные!».

 Мотивационный компонент

Классный руководитель. Уважаемые родители, педагоги! Разрешите открыть родительское собрание на тему: «Все мы разные – все мы равные!», посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Н. Поповой.

Дети-инвалиды
Двое детей на скамейке сидели
Им лет по десять было всего.
И на других ребятишек смотрели,
Те, мячик кидали, ловили его.
И все понимали, они здесь чужие!
Как будто из мира другого пришли.
И все понимали, они не такие,
И все лишь хотели, чтоб дети ушли!
Они-инвалиды, но в этом ли дело?
 Однако не дружит с ними никто.
А в их детских душах все словно кипело.
Детей презирали! Вот только за что?
 Одни их дразнили, шутили жестоко,
 Другие открыто смеялись в глаза.
Детей было двое, а им одиноко,
На их грустных лицах застыла слеза.
Время пройдет и они повзрослеют,
Но не исчезнет обида и боль. И
 люди давно их уже не жалеют,
И снова на раны насыпят им соль!
А что с нами стало? И что происходит?
 Как быстро, мы – люди, вдруг стали зверьми.
И жалости сердце уже не находит.
Довольно! Очнитесь!
Останьтесь людьми!

Таким образом, отношение к детям с ОВР и детям-инвалидам во всем мире и в Казахстане в корне поменялось: никто не смеет их дразнить или шутить над ними. В нашем обществе уже стало обыденным явление заботы, попечительства и опеки над людьми с ограниченными возможностями и инвалидностью: государство выделяет значительные социальные пособия, обеспечивает бесплатными лекарствами и медико-психолого-педагогической поддержкой.

Зачастую у родителей «обычных детей» возникает тревога, что обучая «особенных детей», педагог меньше времени будет уделять их детям, они будут больше отвлекаться, не усваивая полноценно школьные знания. Взрослые часто беспокоятся о том, что нахождение их детей с «особыми детьми» будет негативно влиять в целом на становление личности. В свою очередь у родителей «особенных детей» возникает страх за своего ребенка, связанный с отношением к нему сверстников и педагогов, с проблемами адаптации самого ребенка. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача: выявить отношение родителей «обычных детей» к «особенным детям». Целесообразнее всего начать такую работу с проведения небольшой анкеты для родителей, целью которой является получение максимально полной и реальной картины отношения родителей «обычных детей» к инклюзивному образованию. Анкеты содержат вопросы, направленные на получение информации о владении родителями «обычных детей» знаниями об инклюзивном образовании и его значении для развития социально справедливого общества, а также на выявление личного отношения к обучению их детей вместе с детьми с ОВР.

Формировать основы толерантного поведения надо не только у детей, следует включать педагогов и общественность в целом в работу по данному направлению. Принцип школы – все дети должны учиться вместе, когда это возможно, независимо от трудностей или отличий, которые они могут иметь. Инклюзивные школы должны отвечать на различные потребности своих учащихся, применяя разные стили и критерии обучения и обеспечивая качественное образование для всех при помощи подходящего учебного плана, организационных мероприятий, стратегий преподавания, использования ресурсов и партнерских отношений с сообществами. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию.

О программе инклюзивного образования

Адаптация пространства и материалов: дети могут иметь физический доступ к большей части пространства класса (самостоятельно); в большинстве классов имеется много материалов и оборудования, которые могут использовать все дети (самостоятельно); учебная среда организована так, чтобы обеспечить соответствие индивидуальным потребностям всех детей.

Участие в учебной программе: все дети активно вовлечены; дети вовлечены в тот же вид деятельности/темы, что и их сверстники, но могут работать на несколько ином уровне; учебная программа является индивидуальной с целью удовлетворения потребностей всех детей.

Положительное социальное взаимодействие: взрослые помогают детям инициировать социальное взаимодействие и отзываться на нужды сверстников; взрослые поощряют сверстников заниматься с детьми с ограниченными возможностями и оказывать им поддержку; взрослые способствуют позитивным обсуждениям с детьми о том, что у людей существуют так называемые «различия».

Разрешение конфликтов: взрослые принимают превентивные меры по предотвращению конфликтов среди детей; взрослые помогают детям найти подходящие способы взаимодействия.

Чувство участия и причастности: сверстники умеют проявлять понимание и уважение к тому, что другие дети отличаются от них; индивидуальные различия принимаются и провозглашаются всеми; взрослые моделируют программу, направленную на уважение различий.

Семья: рассматривается как самый главный учитель своего ребенка; является частью команды, работающей с ребенком; участвует в принятии всех решений о своем ребенке.

Преимущества для детей с ограниченными возможностями: получают социальную реабилитацию (восстанавливают нравственно-психологические, этические качества человека, позволяющие полноценно вливаться в жизнь общества); защищены от негативного отношения окружающих; имеют возможность умело выстраивать взаимоотношения с детьми и подростками, комфортно себя чувствовать в коллективе, приобретать опыт поведения в обществе, тем самым готовятся к жизни, ведь круг общения расширяется от семьи до общества, от общества до государства, от государства до всего человечества.

Преимущества для здоровых детей: понимают, что каждый человек – дитя природы и все имеют одинаковые права; учатся быть добрыми и гуманными, воспринимать человека таким, каков он есть. Лучше предотвратить бессердечность и равнодушие, чем потом перевоспитывать и взывать к проявлению добра.

Организация совместного обучения детей

При организации совместного обучения создание обстановки сотрудничества на основе уважения способствует личностному росту ученика. Учет потенциальных возможностей учащихся – формированию самооценки, воспитанию групповых ценностей класса, благоприятствует развитию индивидуальных качеств конкретного ученика. Урок как форма обучения таит в себе возможности, влияющие на успешность интеграции.

Включение особого ученика в коллектив и в учебный процесс требует огромных педагогических усилий. В этих условиях перед педагогом возникает новая задача, которая решается на каждом уроке – включение «особого» ученика в коллектив и непосредственно в учебный процесс. Решению этих задач способствуют коллективные формы обучения (парные, групповые) и оказание индивидуальной помощи. Обеспечению успешности совместного обучения способствует применение практических, проблемных, частично-поисковых и других продуктивных методов организации учебной деятельности школьников. Важным фактором выступает адаптация учебного материала и дифференциация заданий, которые являются особыми для каждого конкретного случая. Организация взаимодействия в парах, группах на уроках предоставляет возможности разнообразного включения. Учителю надо обратить внимание на то, что к формированию состава пары необходимо также подходить с позиций налаживания отношений.

Работу лучше начинать с пары «ученик с особенностями и добрый по натуре обычный ученик». Постепенно состав пары заменяется: ученик с особенностями развития является постоянным участником пары и к нему в процессе работы подключается всякий раз новый ученик. Весь состав класса постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. Учитель одобряет не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. После этого можно организовывать работу в парах и по иным принципам.

Различные виды работы в парах являются предпосылкой успешного социального взаимодействия, способствуют безбарьерному включению детей в обычный детский коллектив: работа в парах сменного состава, смена ролей обучающего и обучаемого, поочередное выполнение разных ролей и т. д. После опыта работы в парах можно начинать работу в группах, организовать взаимодействие с распределением и сменой ролей, постепенно усложняя и наращивая задания.

Организация работы в парах и группах предполагает множество вариаций: смена участников группы, распределение функций, смена функций, смена ролей и т. д. Возможности усвоения учебного материала у детей разные, поэтому необходимо создавать адекватные условия для реализации работы на 2 стандарта. На втором-третьем году совместного обучения учащиеся могут успешно включаться на уроке в коллективное обсуждение сюжета, совместное составление рассказа по опорным словам, символам.

При правильно организованном взаимодействии учащиеся успешно овладевают ролью обучаемого и обучающегося; на доступном уровне – навыками контроля и взаимоконтроля; в силу своих возможностей навыками – работы с плоскопечатными и техническими средствами обучения и т. д. В этих условиях каждый «особый» ребенок учится взаимодействовать с разными детьми, действует, приобретает опыт сотрудничества и общения. Важным моментом следует считать и неоценимую помощь учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие занятия на предметном материале, организуя опережающее изучение учебного материала. После работы с дефектологом особые ученики возвращаются в класс для совместной работы и продолжают учиться взаимодействовать с учащимися.

Правильно организованная коррекционная работа с детьми ЗПР позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

 Таким образом,  все указанные выше условия, на наш взгляд, позволят повысить качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и эффективно внедрять в республике инклюзивное образование, которое «помимо экономических выгод … создаст другие социальные выгоды, способствующие формированию социального капитала – общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности».


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты