text
MCFR.KZ Образование

Использование критериального оценивания на уроках математики

  • 12 сентября 2018
  • 75
Использование критериального оценивания при обучении математике
Использование критериального оценивания при обучении математике

Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений.

Читайте также эту статью на казахском языке


Система оценивания

Система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм, поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся.

 

Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения участников образовательного процесса (учеников класса, учителей, родителей) о состоянии, проблемах и достижениях образования.

Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, учителям важно знать как о цели оценивания вообще, так и о цели, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности: суммативного и формативного.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Суммативное оценивание

Суммативное, или итоговое, оценивание – это оценивание, которое используется для обобщения (подведения итогов) при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ.

План проведения суммативного оценивания

Использование критериального оценивания при обучении математике

При разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ.

Для проверки уровня достижений учащихся учителя обычно пользуются разработанными вариантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце глав, параграфов учебников. Учителя также могут самостоятельно разрабатывать задания и вопросы, используя дополнительные источники и собственный опыт. Для проведения итоговых (четвертных, годовых), экзаменационных суммативных работ используются вопросы, составленные и рекомендованные Министерством образования и науки РК.

При разработке таких заданий целесообразно опираться на уровни учебных целей, которые предложены в таксономии (классификации) Б. Блума (1956 г.).

★ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ★

О новом содержании образования в начальных классах
Использование критериального оценивания при обучении математике

Ш. Ж. Кулдаева

учитель начальных классов первой категории КГУ «ШГ № 30», г. Астана
Содержание традиционного обучения характеризуется жестким разделением ролей: учитель – эксперт, учащийся – пассивный получатель знаний. Такая форма не способствует открытому обсуждению проблем, содержания, так как учащиеся полностью не вовлечены в процесс обучения, не ставят задачи перед собой и не контролируют учебный процесс. У них нет выбора и мало возможностей делать ошибки и учиться на них. Такая зависимость от учителя подрывает развитие навыков познавательного мышления. В результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности.

 

 

Более подробно рассмотрим процедуру суммативного оценивания на основе критериального подхода при обучении математике в 6-м классе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для примера остановимся на оценивании суммативной работы по итогам изучения раздела «Действия над рациональными числами», на которое отводится 20 академических часов. Раздел включает темы: «Умножение рациональных чисел», «Деление рациональных чисел», «Решение задач». Изучив цели обучения за раздел, были отобраны 6 ключевых целей обучения. Цели обучения соотнесены с уровнями мыслительных навыков по Б. Блуму, к каждой цели разработаны критерии оценивания (таблица 1).

Таблица 1

Использование критериального оценивания при обучении математике

Скачать: Таблица 1 DOC файл

Суммативная работа за раздел по данной теме имеет следующий вид:

Выполните умножение чисел:

 

Выполните деление чисел:

 

Представьте рациональное число в виде бесконечной периодической десятичной дроби:

 

Переведите бесконечную периодическую десятичную дробь в обыкновенную дробь:

 

Найдите значение числового выражения:

 

Решите задачу:

Если число, задуманное Розой, умножить на (-6), затем прибавить к нему 84/5, то получится (-67,4). Какое число задумала Роза?

Дескрипторы суммативного оценивания

Для суммативного оценивания разработаны дескрипторы:

Таблица 2

Использование критериального оценивания при обучении математике

Скачать: Таблица 2 DOC файл

 

Шкала перевода баллов в отметки:

Таблица 3

Баллы

Оценка

18–20

5

12–17

4

8–11

3

1–7

2

 

Суммативное оценивание определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации, четверти, полугодия, за год, дает заключительное суждение о том, чему смогли научиться ученики, и является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды. При условии соблюдения всех этапов оценивания трудоемкость окупается повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Проблема оценивания и его объективности остро стоит перед учителями в практике преподавания.



 

Умелое применение суммативного оценивания позволит учителю дифференцировать обучение, т. е. учесть потребности и возможности каждого ученика. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а, наоборот, стимулировать ученика к продвижению по отношению к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты