MCFR.KZ Образование

Обучение дошкольников безопасному поведению на улице

  • 10 сентября 2018
  • 62
Обучение детей в ДО безопасному поведению на улице

Дошкольники – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий детей дошкольного возраста на улицах, дорогах и в транспорте.

Читайте также эту статью на казахском языке


Целью воспитательно-образовательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения является  формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Как осуществлять образовательный процесс

Образовательный процесс рекомендуется осуществлять:

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

Также большое значение имеет формирование у детей дошкольного возраста привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Им необходимо объяснить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.

Воспитывать детей следует постоянно: в процессе ОУД, игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

★ОБМЕН ОПЫТОМ★

Формирование основ безопасности у обучающихся
Обучение детей в ДО безопасному поведению на улице

И. В. Сергушина

учитель начальных классов КГУ «ШГ № 118», г. Алматы

Деятельность школы в сфере безопасности направлена на защиту учащихся во время учебной деятельности. Для этого используются современные технологии, направленные на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников от возможных непредвиденных ситуаций (пожаров, аварий) во время их учебной и трудовой деятельности.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставление знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и развитие умения и навыков безопасного (правильного) поведения. Безопасное поведение понимается как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с детьми, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, Типовая программа ставит своей целью формирование и развитие полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

Дидактические игры способствуют развитию умений, познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде:

  • замечать опасные места, приближающийся транспорт;
  • различать величину транспорта;
  • определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • следовать сигналам светофора, символам на дорожных знаках;
  • набирать номер экстренной службы;
  • связно выражать свои мысли.

Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, работу нужно проводить с учетом их интересов.

Интерактивный метод обучения

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице, наращивая знания таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Младшая группа

В младшей группе знакомство с правилами безопасного поведения лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких действий они получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Дети привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДО необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

В группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

Инструкция по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и детей в условиях повседневной жизнедеятельности

Обучение детей в ДО безопасному поведению на улице

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

Старшая группа

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад.

На прогулках за территорией ДО рекомендуется обращать внимание на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

Нужно обращать внимание на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

Воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Подготовительная группа

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

У этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Содержание предметно-развивающей среды в группах

Первая младшая группа (2-3 года): набор игрушек транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта), дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Вторая младшая группа (3-4 года): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить: картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку», простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть, макет транспортного светофора.

Средняя группа (4-5 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения второй младшей группы, следует добавить: макет светофора с переключающимися сигналами, дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор», на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа (5-6 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения средней группы, следует добавить: макет перекрестка, со съемными предметами, набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Главная дорога», «Уступи место», «Больница», «Телефон», «Пункт питания», дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Перекресток», «Наша улица»; картотека «опасных ситуаций»; фуражка инспектора ДПС.

Источник: Республиканский центр "Дошкольное детство"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться