text
MCFR.KZ Образование

Интегрированный урок «На крыльях творчества»

  • 28 августа 2018
  • 39
«Шығармашылық қанатында» біріктірілген сабағы
«Шығармашылық қанатында» біріктірілген сабағы

О формировании у учащихся ценностей на основе мировой и национальной культуры, развитии исследовательских и коммуникативных умений, критического мышления, визуализации взаимосвязи между причиной и следствием, воспитании любви к творчеству в жизни человека на интегрированном уроке по самопознанию «На крыльях творчества.

Читайте также эту статью на казахском языке


Ход урока

8 класс. Предмет «Самопознание».

Цель:

формирование у учащихся ценностей на основе мировой и национальной культуры;

развитие исследовательских и коммуникативных умений, критического мышления, визуализации взаимосвязи между причиной и следствием;

воспитание любви к творчеству в жизни человека.

Форма урока: устный журнал.

Оборудование: стихотворение А. Ахматовой «Творчество»; музыкальные композиции группы Evanescence («My Immortal» Ultra Rare Trax), дуэта Secret Garden; изречения классиков.


ОБМЕН ОПЫТОМ

Интегрированный урок для студентов колледжа

Л. А. Скачкова

преподаватель специальных дисциплин ГУ «Карагандинский профессионально-технологический колледж»
Сегодня каждый человек понимает, насколько важно знание языков. Говорить на одном языке недостаточно. Современный молодой человек, не зная языков, будет отставать в получении информации, необходимой для профессионального роста. Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры. Для лучшего овладения языками проводятся интегрированные уроки.

Устный журнал «На крыльях творчества»

Учитель. Современному обществу необходимы предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. В таких условиях нам необходимо не просто научиться накапливать различные знания, а уметь разрешать возникающие в жизни проблемы.

Поэтому наш урок пройдет в форме устного журнала. Мы будем говорить о творчестве, о том, какие качества помогают человеку быть креативным, а какие – мешают. Накопленный вами опыт уже предполагает обозначение значимости творчества в жизни человека. Также поразмышляем над вопросом развития данного качества в себе. Существуют качества, характеризующие творческого человека. Каковы они, как вы думаете? Что такое творчество? (Ответы детей)

Страница 1

Посвящена обозначению категорий «творчество», «креативность». Учащимся предлагается дополнить представленные сведения в соответствии со своими представлениями о предмете обсуждения.

Звучит стихотворение А. Ахматовой «Творчество».

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, –
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Учитель.

Что описывает автор в стихотворении?

Что, на ваш взгляд, значит творчество?

Как вы понимаете выражение «на крыльях творчества»?

Почему творчество возвышает человека?

Познакомимся с высказываниями великих людей о творчестве, искусстве.

Искусство без мысли, что человек без души. (В. Г. Белинский)

Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью. (Ф. М. Достоевский)

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. (Д. Дидро)

Задача искусства – волновать сердца. (К. Гельвеций)

Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства. (Р. У. Эмерсон)

Искусство – как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. (С. Батлер)

Произведение искусства – это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента. (Э. Золя)

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. (Л. Н. Толстой)

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, – неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. (Ф. М. Достоевский)

Задание 1. Обобщите то, что вы услышали, используя пословицы и банк данных для составления объявления «Ищу творческого друга».

Банк данных:

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. (Демокрит)

Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. (Сенека)

Дело художника – рождать радость. (К. Г. Паустовский)

Искусство восполняет недостатки природы. (Дж. Бруно)

Всякое искусство есть подражание природе. (Сенека)

Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. (Ф. М. Достоевский)

Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды. (Ф. Шиллер)

Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл – душевный комфорт художника. (А. Камю)

Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства. (Стендаль)

Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, это для него самая изощренная похвала. (Ф. Шиллер)

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. (Дж. Рёскин)

Первый закон искусства: если тебе нечего сказать – молчи. Если тебе есть что сказать – скажи и не лги. (Р. Роллан)

Произведение искусства – туман, изваянный в образ. (Д. Х. Джебран)

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет. (С. Батлер)

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. (Г. Ибсен)

Запомните:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, Природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
(Микеланджело)

Страница 2 

Учитель. На этой странице нашего журнала мы постараемся обсудить качества, характеризующие творческого человека, и попробуем объяснить, почему они занимают важное место в жизни человека.

Также мы узнаем, какие еще качества помогают обрести и сохранить «крылья творчества».

Качества, характеризующие творческого человека

Известный исследователь XX века А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделил следующие творческие способности:

Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи, к решению другой.

Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.

Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления.

Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

Легкость генерирования идей.

Творческое воображение.

Способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

 Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Скорость мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.



Задание 2. Выберите главные составляющие, характеризующие творческого человека.

Упражнение «Ищи истину в себе»

Учитель. Каждому из вас надо будет задумать конкретный рисунок и в своей тетради нарисовать какой-либо штрих, точку, элемент, фигурку и т. д. Начатый рисунок затем передается соседу справа, который также вносит свой элемент в рисунок. Так рисунок обойдет по кругу всех присутствующих и вернется к своему «хозяину» уже практически законченным. Владелец тетради по своему усмотрению может внести дополнительные корректировки в общий рисунок, чтобы картина была полностью закончена. После выполнения задания устраиваем выставку коллективного творчества.

Учащиеся выполняют задание.

Беседа:

Что было задумано автором?

Отличается ли законченная работа от задуманной?

Есть ли в ней хоть какие-то элементы, формы, похожие на те, что предполагались первоначально?

Что понравилось автору в коллективном рисунке?

Что ему пришлось переделать при последней корректировке и почему?

Затем учитель просит озвучить мысль о творческой изюминке, которую каждый считает для себя наиболее важной: «Я считаю, что я творческий человек, потому что...».

Например: «Я – творческий человек, потому что люблю конструировать модели одежды» или «Я – творческий человек, потому что люблю сочинять стихи». (Ребята говорят о своих творческих пристрастиях.)

Задание 3. Определить верную позицию, высказав свое мнение по следующим вопросам:

Какие произведения, виды искусства оказывают наибольшее влияние на ваш внутренний мир?

Произведения искусства каких авторов (зарубежных, отечественных) глубоко волнуют вашу душу? Почему?

Есть ли в вашей школе, в вашем классе особо одаренные творческие ребята? Кто они? Каких успехов они достигли?

Пишете ли вы сами стихи, прозу, музыку, картины? Что вы при этом испытываете?

Кто является первым ценителем ваших произведений?

 Как вы считаете, в каких сферах деятельности может творить человек?

Как вы объясняете понятия «творчество», «творческий процесс», «муки творчества»?

Почему творчество является одной из важнейших ценностей?

Что творчество дает человеку?

Страница 3

Задание. Заполнить схему «Рыбий скелет» в течение 10 минут.

Учащимся раздается одинаковый текст для анализа (например, стихотворение Х. Бекхожина). После выполнения задания проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Так жизнь идет

Ночь перекличку с белым днем ведет.
Вот так неторопливо жизнь идет.
Враги порой друг к другу ходят в гости,
Там, где цветы, полынь вдруг прорастет,
Цветы зажгутся тихо на погосте.
Зима порою кажется весной.
Чем больше снега – тем дружней пшеница...
И если ты поссоришься с родней,
Твой враг тебе поможет помириться.
Крутых вершин метельная пыльца
Всё ж светится сквозь хмурое ненастье.
Порою – щедрый, а скупей скупца,
А у скупца открыто сердце настежь!
Так жизнь идет, вот так и ты живешь,
Не остудив годами строк горячих.
Посредственность удачлива. И всё ж 
Поэт – талантлив даже в неудачах.
Пройдя сквозь суету, сквозь кутерьму,
Ты знай, что этот путь не повторится
На перекрестьях века, потому
Для жизни должен ты воспламениться!

Схема «Рыбий скелет» (фишбоун)

 Интегрированный урок «На крыльях творчества»

Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки – причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Например: 

Голова – легко ли в жизни заниматься творчеством?

Верхние косточки – ссоры с родственниками.

Нижние косточки – надо заниматься творчеством, признание талантов.

Хвост – людей, лишенных таланта, не бывает, есть люди, занимающиеся не своим делом.

Игра «Комплимент»

Задание. Необходимо получить со стороны сверстников положительную оценку, не забывая при этом руководствоваться принципом уважения, предполагающим, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Один из учащихся выходит из класса, остальные под запись учителя называют его положительные и отрицательные черты характера, манеру поведения, поступков и т. д. Войдя в класс, учащийся, прослушивая по порядку «комплименты», старается угадать, кто мог дать определенную характеристику его личности, указывая на конкретного сверстника.

Ожидаемый результат. В игре, при общении, в отношении друг к другу необходимо научиться контролировать собственные поступки, манеру поведения для проявления собственного этикета, подачи уровня воспитания, способности выражать свои мысли. Необходимо уметь правильно воспринимать критику в собственный адрес, видеть прекрасное в другом человеке, научиться делать комплименты.

Подведение итогов.

Учитель. Урок подошел к концу. Сегодня мы научились понимать значение творчества в жизни человека как одного из способов наполнения жизни радостью от созданного своим умом и руками во имя добра и любви к людям, воплощения нового, оригинального, отличного от других. Мы пришли к выводу, что творчество возвышает душу человека, окрыляет его, делает совершеннее. В каждом из нас есть творческое начало. Главное – поддержать его верой в себя и желанием дарить радость людям. Давайте поделимся радостью творчества со своими одноклассниками и друзьями.

 Источник: "Справочник классного руководителя № 8-2018"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты