text
MCFR.KZ Образование

Организация воспитательной работы в классе

  • 24 августа 2018
  • 121
Организация воспитательной работы в классе
Организация воспитательной работы в классе

Классный руководитель – это самый главный участник воспитательного процесса. Речь идет о формировании личности, которая только начинает строить дальнейшую жизнь определенного человека, поэтому в основу работы классного руководителя также входит и индивидуальное формирование каждого ученика в отдельности. Предназначение классного руководителя в том, чтобы воспитать личность в каждом ученике через духовное обогащение. Что касается учителя-предметника, то у него несколько иные цели. В целом работа классного руководителя должна быть целенаправленной, системной и строиться на основе воспитательных программ.

Читайте также эту статью на казахском языке




Цель:

гармоничное развитие личности ребенка через обучение и воспитание;

развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора и формирование художественно-эстетического вкуса;

выявление и развитие творческого потенциала каждого школьника для практической деятельности;

способствование социализации обучающихся через возможность самореализации.

Классный руководитель – это самый главный участник воспитательного процесса. Речь идет о формировании личности, которая только начинает строить дальнейшую жизнь определенного человека, поэтому в основу работы классного руководителя также входит и индивидуальное формирование каждого ученика в отдельности. Предназначение классного руководителя в том, чтобы воспитать личность в каждом ученике через духовное обогащение. Что касается учителя-предметника, то у него несколько иные цели. В целом работа классного руководителя должна быть целенаправленной, системной и строиться на основе воспитательных программ.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Система воспитательной работы в начальной школе
Sergushina

И. В. Сергушина

учитель начальных классов КГУ «ШГ № 118», г. Алматы
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. В каждой школе создаются условия для развития духовных ценностей учащихся. И становится это реальным только тогда, когда в ней создана воспитательная система, свойственная именно этой организации. Такую воспитательную систему необходимо планировать заранее. Планирование – творческий процесс на протяжении всей работы с детьми, являющийся составной частью профессиональной деятельности классного руководителя, так как основывается на сотрудничестве педагога, учащихся и родителей, осознавших цели и задачи совместной деятельности, и на желании сделать школьную жизнь класса интересной, полезной, творческой. 

Принципы построения воспитательной работы

Принцип открытости – планирование школьниками жизни в классе совместно с классным руководителем (с учетом своих интересов, потребностей и желаний).

Принцип привлекательности будущего дела – увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности – активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсы, праздники, соревнования и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

Принцип свободы участия – предоставление детям возможности выбора задания с учетом их интересов, личных качеств; воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи – каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.

Принцип сотворчества – предоставление учащимся права выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. 

Принцип успешности – классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Инструментом оценки успешности может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.

Методы

Диагностические: изучение, наблюдение, беседа.

Организационные: изучение, повторение, самоуправление.

Побудительные: поощрение, наказание, внушение, убеждение.

Коммуникативные: доверие, сотрудничество, согласие.

Методы коррекции: требование, корректирование.

Методы совершенствования: изучение, обобщение. 

Игровые методы.

Поисковый метод.

Эвристический метод.

Внеурочная деятельность 

Внеурочная деятельность – это деятельность школьников, проводимая вне уроков, которая дает возможность решать задачи воспитания и социализации детей одновременно.

 

Цель – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, формирования духовно-нравственных ценностей и изучения культурных традиций.

Внеклассные мероприятия:

посещение спектаклей и концертов;

конкурсы;

фестивали;

экскурсии;

кружки; 

олимпиады;

соревнования;

проекты;

викторины.

Ожидаемые результаты:

Раскрытие творческого потенциала обучающихся и их самореализации.

Повышение уровня воспитанности обучающихся, художественного вкуса, манер общения, внешнего вида.

Осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 

Формирование целостной и гармонично развитой личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющей потребность в преобразующей деятельности, чувстве нового, способной к жизнетворчеству.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями – неотъемлемая часть работы классного руководителя.

Главная цель – всеми доступными средствами прийти к взаимодействию, согласию в плане воспитания культуры, в создании эмоционально благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Задачи:

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание условий для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, детей и родителей;

помощь в овладении приемами классического воспитания и взаимодействия с детьми;

установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учеников;

 

изучение воспитательных возможностей семей;

формирование активной позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

предупреждение наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;

оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Формы работы с родителями:

анкетирование;

беседы;

консультации;

родительские собрания;

посещение семей;

проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Таким образом, работа классного руководителя – это довольно сложный процесс. Необходимо правильно построить взаимодействие учеников и учителей. Огромную роль в этом играют коммуникативные умения педагога, выступающие средством индивидуального самовыражения, а также межличностного общения.

В процессе деятельности, общаясь на различных уровнях, ребенок учится быть успешным, презентовать свои достижения и результаты деятельности. Стимулирование творческой деятельности во всём ее многообразии существенно влияет на качество воспитательного процесса. В процессе совместного творческого взаимодействия происходит осмысление значимых для ребенка и педагога ценностей.

В воспитательном арсенале классного руководителя есть немало средств, например, классные часы, где каждый может поделиться своими мыслями. Классный час может быть импровизированным, на любую тему, например: «Качества, делающие человека успешным», «Почему мы врем и как с этим бороться?», «Есть ли у меня настоящий друг?» и другие, в зависимости от событий, происходящих в классе. Главное условие – классный час должен быть интересным, насыщенным, эмоциональным. Он имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для создания атмосферы дружелюбия, сотворчества, общей взаимопомощи, что всегда сопутствует воспитанию и сплочению коллектива.



Документация классного руководителя

Циклограмма деятельности классного руководителя 

1

Ежедневно

Работа с опаздывающими, выяснение причин отсутствия учащихся.
Работа с учащимися по соблюдению ношения школьной формы на уроках.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классе (уборка класса, поддержание чистоты в классе в течение дня).
Индивидуальная работа с учащимися

2

Еженедельно

Организация дежурства класса по школе.
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями.
Работа с учителями-предметниками.
Работа со школьным медицинским работником

3

Ежемесячно

Консультации у школьного психолога.
Встреча с родительским активом.
Планирование работы

4

Один раз в четверть

Оформление классного журнала по итогам четверти.
Сдача отчетов по классу (успеваемость, пропуски и т. д.).
Совещание МО классных руководителей.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы по итогам.
Проведение родительского собрания

5

Один раз в год

Проведение открытого классного часа и запланированные мероприятия на весь учебный год.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса.
Статистические данные класса.
Формирование папки классного руководителя

 

Список ____ «___» класса на 20__/20__ учебный год

Классный руководитель: __________________________________________

Ф. И. О. ученика

Дата рождения

Адрес прописки

Адрес проживания

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

20__ г. р.

20__ г. р.

20__ г. р.

Мальчики

 

 

 

Девочки

 

 

 

Всего

 

 

Социальный паспорт ____ «___» класса на 20__/20__ учебный год

Количество учащихся в классе: _____
Мальчиков: _____
Девочек: ______
Возраст учащихся
: _____ лет.

Ф. И. О. ученика

Семья полная

Семья неполная

Семья многодетная

Опекаемые

Малообеспеченные

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Занятость учащихся ____ «___» класса на 20__/20__ учебный год

Ф. И. О. ученика

Школа

Социум

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

Характеристика учащихся ____ «___» класса
 на 20__/20__ учебный год

1. Количество учащихся: ____ человек.
Из них мальчиков _____,
девочек _____.

2. Возраст учащихся:
20__ г. р. _________ человек,
20__ г. р. _________ человек,
20__ г. р. _________ человек.

3. Информация о семьях учащихся

4. Характеристика психофизического здоровья учащихся 

5. Статистика успеваемости учеников 

6. Способность к обучению отдельных учеников 

7. Уровень развития коллектива 

8. Взаимопонимание между учениками 

9. Самоуправление в классе 

10. Интересы учащихся 

11. Анализ внеклассной деятельности 

 

Источник: журнал «Справочник классного руководителя» № 8-2018

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты