text
MCFR.KZ Образование

Конструктивное общение семьи и школы

  • 24 июля 2018
  • 68
Конструктивное общение семьи и школы
Конструктивное общение семьи и школы

С целью формирования бесконфликтной среды в общении среди участников образовательного пространства и выработки рекомендаций по использованию различных способов взаимодействия семьи и школы, выработки правил педагогической этики работы с родителями педагог делится опытом проведения интерактивного родительского собрания.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также по данной теме:

Организация работы с родителями

Работа родительского комитета

Профилактика правонарушений

Предварительная подготовка и используемый материал:

  • Перед началом собрания родители должны быть разделены на 3 группы (на основе использования сигнальных карточек, жетонов и пр.).
  • Расположить родителей за тремя рабочими столами по группам.
  • Подготовить постеры с высказываниями родителей, учеников, педагогов «Я мечтаю о…», «Я хочу, чтобы…» (возможно использование предварительного анкетирования по указанным темам); маркеры для трех рабочих групп, ватманы; памятки участникам; мячик для проведения упражнения «Ассоциации»; мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, видеоролики; реквизит для ролевой игры «Интервью»: портфель, указка, женская сумочка, аксессуары, игрушка, цветные стикеры на легкой самоклеющейся основе.

Ход мероприятия

Вступительное слово

Ведущий. В современных условиях многие родители заняты вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, следовательно, времени на духовное общение почти не остается.

  Читайте о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию ребенка здесь

К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, и надеются на школу.

Не занимаясь воспитанием детей, родители могут лишиться своих прав. Однако школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Поэтому с каждым годом обостряются проблемы взаимоотношения «отцов и детей».

Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. В связи с этим важно проводить системную и целенаправленную работу по оптимизации партнерских отношений семьи и школы. 

Предлагаем посмотреть отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» на тему взаимодействия родителей и детей. (Просмотр видеоролика)

Беседа c родителями.

  • Как вы думаете, какими должны быть взаимоотношения мальчика и родителей?
  • На что в первую очередь необходимо обратить внимание взрослым? (Быть внимательным к миру собственного ребенка, чтобы не разрушить его хрупкий мир; крайне важно понимать своих детей, уделять им время, обеспечить времяпрепровождение, соответствующее их возрасту.)
  • Чему должны научиться родители мальчика? (Обращать больше внимания на своих детей, ведь Малыш был очень одинок до встречи с Карлсоном, несмотря на то, что у него были и мама, и папа.)

Ведущий. Основы формирования гармоничной и духовно здоровой личности закладываются в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение граждан к государству, людям, предметному миру, природе.

Система образования призвана выступить организующим фактором и педагогическим механизмом, укрепляющим все силы общества в целенаправленном воспитательном процессе.

Но как сложно порой найти общий язык с самыми близкими людьми – родителями, и с людьми, посвятившими воспитанию всю свою жизнь, – педагогами. Зачастую камнем преткновения становится ребенок. А ведь именно на него нацелены все родительские и педагогические старания.

Предлагаем сегодня на нашей встрече поговорить о том, как организовать необходимую среду для благоприятного и конструктивного взаимодействия не только ребенка и семьи, но и школы.

Упражнение «Ассоциации»

Время работы – 5–7 минут.

Цель: активизация внимания и формирование доверительной среды общения.

Ведущий предлагает составить ассоциацию к слову, передавая мячик по кругу.

1-я группа – «Школа» (возможные варианты: учеба, уроки, оценки, учитель, учебники, обиды, конфликты, победы, дни здоровья и т. д.).

2-я группа – «Семья» (возможные варианты: дом, уют, близкие, любовь, заботы и т. д.).

3-я группа – «Ребенок» (возможные варианты: игра, друзья, веселье, увлечения и т. д.).

Ведущий. Несомненно, все понятия, которые были произнесены, – «ребенок», «школа», «семья» – имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания.

Любые родители мечтают, чтобы хоть на полчаса в доме воцарились тишина и спокойствие, поэтому разрешают ребенку посмотреть мультики или поиграть на компьютере, только это не самый лучший выход.

Детям обязательно нужно уделять внимание. Эффективность воспитательного процесса зависит не только от семьи, но и от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека.

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут ему быть сильным.

Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребенок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своем жизненном пути.

Ролевая игра «Интервью»

Время работы – 15–20 минут.

Цель: погружение в ситуацию (причину) возникновения конфликтов в системе «семья – школа», эмоциональное реагирование посредством проигрывания ролей.

Выбираются участники: учитель, ученик, родитель.

Для комфортного вхождения в образ рекомендуется подготовить реквизит (ученику – рюкзак с учебниками, сменную обувь; учителю – папку с документами, указку, портфель, возможно, игрушку и пр.; родителю – сумочку, пакеты с «продуктами»).

Участникам предлагается проанализировать свою роль путем интервьюирования и ответить на вопросы.

Родитель:

  • Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут?
  • Чем занимаетесь?
  • О чем Вы мечтаете? (Возможные варианты ответов: хочется быть успешным, иметь престижную работу, материальный достаток, хороший уютный дом, семью, здоровых и благополучных детей.)
  • Довольны ли Вы своей жизнью? Чего Вы ждете от Вашей жизни? (Возможные варианты ответов: постоянная занятость на работе, нехватка денег, бытовые проблемы, проблемы в школе у детей и т. д.)
  • Какие Вы испытываете эмоции? (При правильном реагировании возможный ответ: хочется снять, сбросить ответственность, переложить или обвинить кого-то…)

Ребенок:

  • Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут?
  • Чем занимаетесь?

  • О чем Вы мечтаете? (Возможные варианты ответов: хочется поиграть, пообщаться с друзьями, чтобы купили новый сотовый телефон или компьютер, иметь свободный доступ в Интернет, съездить в гости к бабушке и пр.)
  • Довольны ли Вы своей жизнью? Каковы реалии Вашей жизни? (Возможные варианты ответов: ежедневная учеба, оценки, друзья в школе; необходимость выполнять все требования учителей, делать домашнюю работу, рано вставать, не опаздывать на занятия, выглядеть опрятным, выполнять то, что я не хочу делать…)
  • Какие Вы испытываете эмоции? (При правильном реагировании возможный ответ: хочется убежать, спрятаться, получить поддержку, помощь и т. д.)

Учитель:

  • Как Вас зовут, представьтесь?
  • Чем занимаетесь?
  • О чем Вы мечтаете? (Возможные варианты ответов: в профессиональной деятельности хочется хороших учеников, понимания в коллективе, поддержки со стороны родителей и т. д.)
  • Довольны ли Вы своей жизнью? Чего Вы ждете от Вашей жизни? (Возможные варианты ответов: напряженный график работы, новые стандарты в образовании, много отчетов, заполнение журналов, конфликты и проблемы с учащимися…)
  • Какие Вы испытываете эмоции?

По окончании интервью ведущий благодарит за работу участников, дает возможность свободно высказаться как участникам ролевой игры, так и другим родителям.

Беседа с родителями.

  • Чему учит эта игра?
  • Легко ли встать на место другого человека?
  • Чего хотят дети?
  • Чего хотят взрослые?
  • Каковы взаимоотношения между детьми и взрослыми? Почему?

Подведение итогов.

Ведущий. Отношения между детьми и родителями часто бывают накаленными. Причина в том, что у родителей свои представления о том, что для их детей хорошо, а что плохо, и соответствующие этим представлениям ожидания.

То есть фактически у вас – родителей – есть стандарты, под которые вы стараетесь подогнать своих детей. Ребенок для таких родителей – некий материал, с которым нужно работать, а не живой человек со своими склонностями и индивидуальными особенностями. На эти особенности многие взрослые не просто не обращают внимания, но даже считают нужным их подавить, когда замечают, воспринимая их как «недостатки» и «преграды» на пути к «идеалу».

– Что стоит за такой позицией родителей?

В большинстве случаев это реализация через ребенка своих собственных несбывшихся целей: заставить ребенка добиться в жизни того, чего не добились сами. Родители ломают своих детей, их волю, меняют цели, мечты и наносят им серьезную психологическую травму.

Одни дети послушно идут у родителей на поводу и зачастую становятся несчастными людьми, не понимающими и не знающими себя, своих истинных потребностей и желаний, людьми сломленными.

Другие же дети сопротивляются, насколько хватает сил, такому обращению с собой. Они проявляют агрессию и, хотя разочаровывают своих родителей, получают возможность идти своим путем (совершая ошибки и исправляя их) и более или менее удачно, но самостоятельно и осознанно выстраивать свою жизнь.

Сегодня я хочу напомнить родителям, что основная их задача – сопровождать ребенка на пути его развития, обучения, взросления, социализации. Помогать ему состояться в этом мире, а не препятствовать этому, делая его инструментом достижения собственных целей.

Наша же задача – найти способы конструктивного общения, а значит – решать проблемы сообща, вместе.

– Итак, что же такое конструктивное общение?

Это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Это умение говорить, слушать, а главное – слышать своего оппонента.

Работа в группах по выработке рекомендаций

Время работы – 15 минут.

Цель: формирование адаптивной среды для ребенка через взаимодействие семьи и школы.

В группах родители на листах чистой бумаги прописывают рекомендации для конструктивного (неконфликтного) общения для родителей, учащихся и педагогов (время работы – 10 минут).

По завершении задания от каждой группы выступает спикер.

Регламент выступления – 2–3 минуты.

Далее возможно общее обсуждение: как и где данная проведенная работа может быть отражена (листовки, памятки, доведение до сведения педагогического коллектива, детского коллектива, публикации на сайте школы или в системе «Күнделік»).

Рефлексия.

Время работы – 7 минут.

Ведущий. В завершение разговора вспомним слова известного писателя и педагога С. Соловейчика: «Трудные дети – те, у кого нет душевных контактов со взрослыми. Трудные родители – те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет общего языка с детьми, а добивается, чтобы ребенок хорошо учился и хорошо себя вел только потому, что «Сколько раз тебе говорить?».

Как вы думаете, найдется у вас полчаса в день на ребенка? Ваш ребенок может быть прекрасно воспитан и в эти полчаса, если мы будем помнить, что воспитание – это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в полчаса труден, надзор невозможен, а сила общения измеряется не временем.

Рекомендации

Ведущий. Есть фразы, которые не следует говорить детям, чтобы не травмировать их. Они касаются и родителей, и педагогов. Например, ....

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале

№ 7-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться