text
MCFR.KZ Образование

Контроль и руководство

  • 17 июля 2018
  • 200
Организация контроля
Организация контроля

В деятельности руководителя детского сада все управленческие функции важны и значимы, исключение или некачественное исполнение любой из них приведет к сбою во всём управлении.

Читайте также эту статью на казахском языке

В электронной версии журнала «Справочник руководителя дошкольной организации» читайте по данной теме:

Читайте также в журналах:

Одной из таких функций является контроль, который необходим в дошкольной организации не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта. К сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами негативно, так как по сути это проверка, ограничение; нередко после контроля следуют негативные оценки их деятельности и принятие мер воздействия.

Известны два пути получения информации о состоянии дел в детском саду:

  • первый – это административный контроль, когда заведующий и методист, медицинская сестра изучают состояние дел в дошкольной организации;
  • второй – получение информации о состоянии дел от самих воспитателей на основе самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Контроль является делом не только администрации, но и педагогов, а в определенной степени и родителей. Он должен быть открытым, гласным, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем.

При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые соответствуют целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. В то же время информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Кроме того, при организации функции контроля важно не только ЧТО нужно делать, но и КАК необходимо это делать.

Рассмотрим процедуру осуществления контроля, которая включает в себя всю совокупность управленческих средств, сознательно применяемых заведующим и его заместителем для достижения целей и реализации функции контроля.

Необходимое условие организации процесса контроля – своевременное информирование педагогов о проводимом контроле. Как правило, при ознакомлении с планом работы на следующий месяц заведующий или методист знакомит педагогов с планом контроля, его содержанием и сроками и предлагает для групп комплект оценочных шкал. Такой подход весьма рационален, так все педагоги будут знать, по каким вопросам и показателям будет осуществляться контроль и оценка, и не будет необходимости предупреждать их о предстоящем посещении.

Проблема выбора методик

У большинства руководителей при осуществлении контроля встает проблема выбора методик, определения критериев и показателей, а также оформления документации.

Выбор методик возможен только после того, как определены критерии и показатели. Подбор методик не должен быть случайным, прежде всего их выбор необходимо осуществлять в соответствии с избранными критериями и показателями. В детском саду в зависимости от целей контроля используются такие методики, как социометрия, рейтинг и др.

Наилучшим вариантом фиксирования наблюдений за деятельностью педагогов, как уже отмечалось, являются оценочные шкалы или карточки контроля на каждого педагога. Однако реалии жизни таковы, что не все детские сады имеют возможность в  полной мере обеспечить контроль диагностическим инструментарием.

Контроль завершается анализом, обработкой полученных результатов, оценкой и выработкой рекомендаций по совершенствованию деятельности педагогического коллектива. Анализируя полученные результаты, заведующий, методист или медицинская сестра формулируют выводы, в которых дают оценку полученным результатам, отмечают достижения в деятельности педагогов, лучший педагогический опыт, а также затруднения и недостатки.

Изучение деятельности педагогов сегодня невозможно представить без соответствующего диагностического инструментария: оценочных шкал, карточек контроля, схем-памяток и др. Использование этого инструментария при наблюдении образовательного процесса позволяет субъектам контроля четко фиксировать свое внимание на критериях и показателях, отраженных в нем, и соотносить степень их проявления с определенным баллом. Преимущество использования диагностического инструментария очевидно – в отличие от текстовой формы фиксации контроля здесь не требуется «зеркальная запись» всего наблюдаемого.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Оперативный контроль

Один из эффективных видов контроля – оперативный контроль, позволяющий собрать максимум информации за минимальное время, не травмируя педагогов. Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится ли тот или иной вид деятельности, существует ли опасность для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т. д.

Необходимо предусмотреть систему организации оперативного контроля, имея в виду, что он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, проведение спортивных развлечений, проведение утренников, организация прогулок и т. д.). Оперативный контроль осуществляется руководителем детского сада, методистом, медицинской сестрой, заведующим хозяйством, председателем профсоюзного комитета. Также следует обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив их в таблице. В соответствующих графах таблицы с помощью цвета можно показать состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчетом о проведении данного вида контроля. Главными особенностями оперативного контроля являются быстрое реагирование и немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

План оперативного контроля, предложенный кандидатом педагогических наук К. Ю. Белой, используется в большинстве детских садов.

Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации»

Впервые в электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» мы начинаем публикацию минусовок к песням

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться