text
MCFR.KZ Образование

Функциональная грамотность обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

  • 29 июня 2018
  • 16
Функциональная грамотность обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Функциональная грамотность обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Чтение – важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие навыки, например, умение передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Это информационная технология, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также по данной теме:

Обучение детей с нарушениями слуха на уроках русского языка и чтения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВР

Технология продуктивного чтения-слушания для дошкольников

Однако в настоящее время интерес детей к чтению стремительно падает. Следствием этого является низкая техника чтения школьников и отсутствие навыков работы с текстом, неумение уловить причинно-следственные связи, определить основную мысль текста, построить связное высказывание на материале прочитанного.

В то же время уже в первом классе можно встретить ребенка, умеющего хорошо читать. Таким образом, учитель должен быть готов к применению различных методов обучения чтению в одном классе.

Остро стоит вопрос и о преемственности формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена, особенно учителей словесности, не устраивает техника чтения выпускников начальной школы. Учителя истории и природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав учебный текст, не могут пересказать его, подтвердить или опровергнуть тезис (свой или учителя), творчески переработать информацию параграфа, передать ее своими словами по плану, самостоятельно составить план только что прочитанного текста.

В сегодняшней практике обучения детей чтению наряду с достижениями есть много нерешенных проблем. Быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. При чтении про себя скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Один из вариантов повышения качества чтения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в начальных классах – целенаправленное управление обучением чтению. Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Читайте о доплате логопедам за работу с детьми с ограниченными возможностями

Основные направления развития навыка чтения

Умение читать – важнейшая информационная технология, важнейшее коммуникативное умение. Целенаправленное управление обучением чтению включает в себя различные виды упражнений на развитие определенных областей:

  • четкость произношения;
  • подвижность речевого аппарата;
  • развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда;
  • внимание к слову и его частям;
  • оперативная память, устойчивость внимания;
  • гибкость и скорость чтения про себя и вслух;
  • восприятие и понимание, развитие логического мышления;
  • речевая зарядка;
  • создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов.

Упражнения, направленные на развитие

четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

  • Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох.
  • Вдох – выдох по порциям «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим М-М-М-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.
  • «Рычание собаки»: вдох – на выдохе Р-Р-Р-Р-Р.
  • «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.
  • «Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
  • «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками 3 раза выдохнуть: ФУ! ФУ! ФУ!
  • Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж. Летела оса около носа: С-С-С. Летел комар и звенел, сел на лоб, мы его хлоп – и поймали: пусть летит!

Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата

  • Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ.
  • Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т. п. Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ДÁ-ДА-ДА, ДА-ДÁ-ДА, ДА-ДА-ДÁ.
  • Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем согласные одного ряда (звуками): Б К 3 С Т Р М Н В Л Н X.
  • Читаем цепочку слогов: ЛИСА ЛО БА ЖУ НЯ ЖА СИ НЯ КИ.
  • Читаем слова с наращиванием: ПО-ВАР, -ЖАР, -СМЕЙ, -ПЕЙ, -ШЁЛ, -ВЁЛ.

Упражнения, развивающие боковое зрение

и отрабатывающие прямой взгляд

Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

Раздаточный материал: таблица Шульте.

Алгоритм использования:

  • как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  • старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел. Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.

Ознакомьтесь с системой психологического мониторинга в ДО

Скачайте рабочую учебную программу по дисциплине «Коррекционный курс»

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 6-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль