text
MCFR.KZ Образование

О новом содержании образования в начальных классах

  • 20 июня 2018
  • 54
О новом содержании образования в начальной школе
О новом содержании образования в начальной школе

Содержание традиционного обучения характеризуется жестким разделением ролей: учитель – эксперт, учащийся – пассивный получатель знаний. В результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также по данной теме:

Преподавание русского языка в 1-м классе по обновленной программе

Организация и проведение олимпиад в начальной школе

Такая форма не способствует открытому обсуждению проблем, содержания, так как учащиеся полностью не вовлечены в процесс обучения, не ставят задачи перед собой и не контролируют учебный процесс. У них нет выбора и мало возможностей делать ошибки и учиться на них.

Фрагментарное введение новых предметов и наложение на старое содержание образования приводит к перегруженности учебного процесса. Вследствие этого возникла необходимость кардинально изменить содержание образования. Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии. Следовательно, для успешного взаимодействия в современном мире учащимся школ требуются различные новые навыки, отличные от устаревших.

Читайте о методах диагностики одаренных детей 

Правильное построение учебного процесса

Системы среднего образования по всему миру находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов обучения детей. Поиск тесно связан с образовательной программой и методикой обучения в процессе ее реализации.

Инновационное обучение опирается на зону ближайшего развития, развивает теоретическое мышление и способы познания, на усвоение которых оно также нацелено. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности.

На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Качества, необходимые современному выпускнику:

  • глубокие и прочные знания;
  • воспитанность;
  • интеллектуальные и творческие силы;
  • умение учиться;
  • способность к саморазвитию.

Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из мероприятий по достижению поставленных целей. Предполагается, что учащиеся, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы, смогут в дальнейшем обобщать и применять эти знания в других ситуациях. Поэтому они должны научиться адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им придется столкнуться в будущем.

Модель нового среднего образования

В новую модель среднего образования заложено 3 уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная;
  • межпредметная;
  • транспредметная.

Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении, развитие навыков, примеры из жизни, проектную деятельность и практические работы, свободу в деятельности учителя. В основу новой модели среднего образования положен системно-деятельностный подход.

Инициативные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Чего не умею? Сам найду способ!».

Данный подход, направленный на развитие каждого ученика, его индивидуальных способностей, позволяет закрепить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Модель учителя начальных классов – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика – за познанием мира (в специально организованных для этого условиях).

Часто используемые виды деятельности на уроках в рамках обновления образовательной программы:

  • игровая;
  • исследовательская;
  • проектная;
  • рефлексивная;
  • оценочная;
  • творческая;
  • практическая.

Желательные формы деятельности:

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Учителям необходимо больше применять различные педагогические технологии, например, технологии проблемного, проектного, развивающего обучения.

Во многих развитых странах четко определяются ожидаемые результаты для учителей и учащихся – к образовательным программам разрабатывается соответствующая сопроводительная документация.

Скачайте тут:

Типовая учебная программа предшкольной подготовки

Типовые учебные планы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан

План работы начальной школы

Этот подход был использован для определения ожидаемых результатов для всех школ Казахстана. Ясность в определении того, что учащиеся должны знать и уметь, помогает обеспечить стабильно высокие ожидаемые результаты по всей стране, а также облегчает для учителей процесс эффективной реализации образовательной программы.

Учебная программа базируется на спиральной программе Джерома Брунера. Он полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если правильно организован и представлен. Брунер утверждал, что человеческое познание проходит три этапа: активное (обучение на основе практики), знаковое (обучение посредством образов и картинок), символическое (обучение посредством слов и чисел), которые служат информационной основой разработки спиральной образовательной программы.

Ключевые свойства спиральной образовательной программы:

  • повторное рассмотрение учащимся вопроса, темы или предмета несколько раз на протяжении всего школьного обучения;
  • сложность вопроса или темы увеличивается с каждым повторным рассмотрением;
  • новое обучение имеет связь со старым обучением и размещается в контексте старой информации.

Преимущества спиральной программы:

  • информация усиливается и укрепляется каждый раз, когда учащийся повторно рассматривает предметный вопрос;
  • обеспечивается логическое развитие от упрощенных решений к сложным;
  • поощряется применение прежних знаний к последующим целям обучения.

Критериальное оценивание в начальных классах

В обновленной программе используется критериальное оценивание, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся. При таком оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания. Оно отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы.

Способы оценивания

Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения, проводится непрерывно, применяется для измерения обучения и для помощи в планировании урока. Такой вид оценивания обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям и учащимся информации об успеваемости учеников по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода с выставлением баллов и оценок.

Формативное и суммативное оценивание применяется по всем предметам. Однако .....

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 6-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль