text
MCFR.KZ Образование

Ученическое управление, самоуправление и соуправление в школе

  • 13 июня 2018
  • 41
Ученическое управление, самоуправление и соуправление в школе
Ученическое управление, самоуправление и соуправление в школе

Изменения в обществе ставят перед коллективами школ всё новые и новые задачи. Одна из них – демократизация воспитательного процесса.

Читайте также эту статью на казахском языке


По данной теме читайте статьи:

Принципы работы органов ученического самоуправления

Проектно-исследовательская деятельность

Коллективное творческое дело в условиях школы-интерната


Для этого необходимо создание в педагогической среде коллектива единомышленников, способного создать авторскую модель демократической школы, учитывая при этом особенности организации образования (далее – ОО), педагогического, ученического, родительского коллективов и окружающей социальной среды. Содружество всех субъектов воспитательного процесса открывает принципиально новый характер воспитательного процесса, который отличается от традиционной педагогики.

Управлять моделью можно в том случае, если в этом участвует весь педагогический коллектив, начиная с директора школы и заканчивая каждым учителем-предметником. Для реализации данной цели самоуправления необходимы соответствующие условия. Первым условием является полная демократизация всей школьной жизни. Если мы хотим воспитывать учащихся в духе личного достоинства, для этого необходимо, чтобы школа представляла собой подлинную демократическую структуру, способную к саморегуляции. В ее выборных управленческих органах учащиеся принимают непосредственное прямое участие. Они вместе с педагогами, своими родителями вырабатывают стратегию и тактику как развития ученического коллектива, так и в целом своей школы. Такой подход способствует превращению школы в государственно-общественный институт, который предусматривает

  • создание системы ученического самоуправления;
  • включение школьного актива в решение учебных, воспитательных и хозяйственных задач школы;
  • доведение целей, поставленных школой, до ученического коллектива;
  • оказание инструктивно-методической помощи педагогам школы в работе с ученическим самоуправлением;
  • помощь органам самоуправления в разработке необходимых документов;
  • осуществление контроля за состоянием системы ученического самоуправления в школе;
  • участие в организации учебы ученического актива;
  • привлечение актива к воспитанию и сплочению общешкольного коллектива;
  • создание условий и обеспечение режима работы органов ученического самоуправления;
  • контроль за деятельностью педагогов школы по оказанию методической помощи органам ученического самоуправления.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

  • осуществляет общее руководство деятельностью всех подразделений исполнительных органов ученического самоуправления через педагогов-консультантов, направляет их деятельность на решение учебно-воспитательных задач;
  • оказывает инструктивно-методическую помощь органам ученического самоуправления при учебных кабинетах;
  • организует консультации, семинары, обмен опытом работы учащихся-консультантов, лаборантов предметных кабинетов и помощников учителей;
  • руководит познавательными делами, проводимыми органами ученического самоуправления;
  • следит за рассмотрением вопросов ученического самоуправления в предметных методических объединениях;
  • организует педагогическое содействие органам самоуправления в учебных кабинетах и др.

Заместитель директора школы по воспитательной работе

  • осуществляет инструктивно-методическую и организационную помощь органам ученического самоуправления;
  • оказывает содействие органам самоуправления в планировании, в организации конкретной деятельности и подведении ее итогов;
  • вооружает учителей, классных руководителей методикой работы с уполномоченными органами ученического самоуправления;
  • информирует педагогов и актив школы о новых подходах и методах работы органов самоуправления;
  • привлекает педагогов, родителей в качестве консультантов органов самоуправления;
  • анализирует работу классных руководителей, воспитателей по реализации принципа самоуправления в первичных ученических коллективах.

Классный руководитель

  • учит воспитанников самоанализу, самокритике, самоодобрению, самооценке и самоустановке в организуемой ими деятельности в своем коллективе;
  • одновременно учит коллектив класса учитывать в деятельности класса потребность каждого члена, потребность меньшинства;
  • создает атмосферу, чтобы каждый член класса мог действовать согласно голосу собственной совести и стремился к общему согласию.
  • повышает роль классного собрания, оказывает методическую помощь активу;
  • привлекает к работе актива родителей, общественность;
  • выступает носителем, хранителем и продолжает традиции в классном коллективе, принимает участие в разработке документов актива: планов, памяток, положений;
  • учит ребят анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их;
  • ведет индивидуальную работу с членами актива.

Учитель-предметник с учетом общественного мнения

  • формирует органы ученического самоуправления при учебных кабинетах и познавательных объединениях, которыми руководит;
  • на основании общественного мнения учащихся или специальных конкурсов назначает из числа учащихся помощника учителя, консультантов по предмету, лаборантов кабинета;
  • выдвигает из числа хорошо успевающих учащихся руководителей кружков, познавательных объединений или клубов;
  • учит актив учебного кабинета организовывать не только свою работу, но и всего коллектива класса, кружка, клуба;
  • вместе с учащимися планирует, организует и анализирует воспитательную работу по своему предмету;
  • передает детям свой организаторский опыт и является продолжателем лучших школьных традиций в развитии ученического самоуправления.

При соблюдении вышеуказанных условий формируется демократическая школа, цель которой через совместную, активную и равноправную деятельность всех членов школьного коллектива, основанную на взаимопонимании, взаимодоверии, сотрудничестве и соуправлении, создать условия для развития и воспитания свободолюбивой, гуманной, творческой, самостоятельной, ответственной, инициативной, грамотной и социально активной личности гражданина-патриота; способной свободно выражать свою позицию и свои взгляды, соблюдать права и обязанности, понимать и принимать чужое мнение, стремиться утвердиться в жизни.

Структура и формы ученического самоуправления формируются с учетом местных условий и желаний самих учащихся, т. е. самоуправление само организуется в специально созданных организационных условиях.

Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность и создание существующих «пирамид власти» и различных властных «органов», а как участие школьников в управлении своими собственными делами, как реальное право учащихся на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности. Реализуется самоуправление в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся. Это могут быть, например, организация дежурства, создание материальной базы, благотворительная деятельность, благоустройство двора и др.

В ОО прослеживается тенденция педагогов к администрированию и формированию личности управляемой, а не саморазвивающейся. Путь администрирования принципиально несовместим ни с демократией, ни со справедливостью, ни с нравственностью.

Особую тревогу вызывает консервативный, стереотипный подход педагогов к насаждению сверху надуманных органов ученического самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Это свидетельствует о том, что принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися полностью игнорируется. Самодеятельность детей и подростков зависит от педагогов, которые часто организуют прямое давление на общественное мнение школьников.

Самоуправление ученическое – форма демократического устройства жизнедеятельности учащихся в ОО. Субъектом (управляющим) является ученический коллектив, объектом – деятельность учащихся.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль