text
MCFR.KZ Образование

Волшебные звуки казахской степи

  • 6 июня 2018
  • 50
Волшебные звуки казахской степи
Волшебные звуки казахской степи

Музыка – источник духовного развития ребенка, является одним из самых сильных и ярких средств воспитания детей. В настоящее время весьма актуальны вопросы нравственного воспитания детей, обогащения их духовного мира.


Читайте также эту статью на казахском языке


Знакомство дошкольников с музыкальной культурой Казахстана через народные песни, игры, танцы, инструментальные кюи, казахские народные и авторские музыкальные произведения способствует формированию морального облика ребенка, его нравственно-патриотических чувств.

Великий немецкий композитор Роберт Шуман сказал: «Там, где заканчиваются слова, начинается музыка». Очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. На музыкальных занятиях дети с удовольствием разучивают и исполняют замечательные песни наших карагандинских композиторов: Л. Мельниковой, М. Сутюшева, М. Алиева, З. Ниетпаевой, А. Ежкова, И. Филатовой о Караганде, Астане, родной природе, о народных праздниках, обычаях и т. д.

Одно из главных мест в казахском музыкальном фольклоре принадлежит народной инструментальной музыке – кюям. Казахская мудрость гласит: «Бог вложил в душу каждого казаха с момента его рождения частичку кюя». Домбра – мудрость народа, она способна раскрывать самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в минуты горя. От поколения к поколению передавались кюи, которые обобщали опыт жизни народа, в них воплощены философские взгляды человека, закреплены нравственные убеждения. Домбра – это своеобразная история кочевого народа. В репертуар по слушанию музыки входят инструментальные произведения таких выдающихся композиторов, как Құрманғазы («Адай», «Серпер», «Сарыарқа», «Алатау», «Балбырауын»), Тәттімбет («Сарыжайлау», «Сылқылдақ», «Былқылдақ», «Қосбасар»), Дина Нурпеисова («Тойбастар», «Әсем-Қоныр»), Дәулеткерей («Қосалқа», «Бұлбұл», «Жігер», «Жұмабике») и др.

Разработан и проведен цикл занятий по ознакомлению детей с музыкальной культурой казахского народа: «О чем поет домбра?», «Волшебные звуки казахской степи», «Алтын күз» (осенняя тематика в произведениях казахских композиторов), «День казахской музыки», «Природа в казахской музыке», «Священный кобыз», «На весеннем джайлау», «Герои-батыры», «Музыка в казахской сказке» и др.

Посредством народной музыки дети знакомятся с традициями, обычаями и бытом казахского народа, с образцами народного музыкального творчества. Казахские народные произведения мелодичны, образны, выразительны, поэтому дети с удовольствием слушают и исполняют их: «Бесік жыры», «Еркем-ай», «Илигай», «Әй-әй, бөпем», «Гүлдерайым», «Қамажай», «Қыздарай», «Қарлығаш», «Кара жорға», «Қызыл құмда ауылым», «Жайдарман», «Наурыз тойы», «Келіншек» и др.

Воспитанию чувства гордости, уважения, любви к своей Родине способствуют песни казахских композиторов-классиков: Шамши Калдаякова «Әнұран» РК, Султана Калиева «Елтаңбасы елімнің», «Қазақстан жалауы» (большое значение отводится изу- чению символики РК), С. Мухамеджанова «Казақстан», Ө. Байдилдаева «Менің Ота- ным», К. Дуйсекеева «Туған жер», Л. Хамиди, И. Нусипбаева, Р. Байконырова, Ж. Калжанова, Б. Гизатова, М. Аубакирова, Д. Ботбаева, К. Куатбаева и др.

Казахские танцы считаются одним из ярких образцов народного творчества. Они характеризуются тем, что исполняются как индивидуально, так и группой. Казахские танцы развивают такие нравственные качества как нежность, искренность, задор, любовь к природе, чувство дружбы, товарищества, коллективизм, решительность, волю и мужество, а также способствуют формированию у детей красивой осанки, походки, умению владеть своим телом. При обучении народным танцам дети близко знакомятся с некоторыми элементами художественного наследия, игровыми движениями и костюмами.

Знакомство с музыкальными инструментами можно превратить в увлекательную прогулку по лесу, парку, т. е. связать с явлениями природы (қоңырау – дождик, дабыл – гроза, гром, сыбызғы – журчание ручейка, қобыз – вьюга, кружатся снежинки и т. д.) В состав инструментов, входящих в детский музыкальный оркестр, дополнительно можно включить казахские народные инструменты: асатаяк, дабыл, туяк, қоңырау и др. Все эти инструменты доступны и интересны для детей, в репертуар детского оркестра входят народные песни с ярко выраженным характером и четким ритмом: «Еркем-ай», «Сәулем-ай», «Илигай», «Бозторғай», «Қуаныш» и др.

>Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. На праздниках дети с удовольствием исполняют песни, рассказывают стихотворения, танцуют, играют в казахские народные игры: «Бәйге», «Қазақша күрес», «Ақ сандық, көк сандық», «Қыз куу», «Көңілді домбыраша», «Догони асики», «Собери монеты», «Надень тюбетейку», «Красавицы, джигиты и домбристы» и др. Важное значение в воспитании чувства патриотизма занимает знакомство с устным народным творчеством: инсценирование народных сказок, которые сопровождаются соответствующим музыкальным оформлением, разучивание пословиц, поговорок, знакомство с традициями и обрядами казахского народа: «Бесікке салу» (укладывание ребенка впервые в колыбель), «Бесік жыры» (колыбельная песенка «Әлди-әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпем»), «Тұсаукесер» (разрезание пут, когда малыш делает первые шаги), «Тілашар» (когда мальчика в первый раз отдавали в школу, устраивали праздник, ребенок получал благословление старших), «Айтыс» (состязание поэтов и острословов в устной стихотворной импровизации), «Шашу» (шашу – осыпание конфетами, монетами виновников торжества проводится во время большого события, праздника, свадьбы, сватовства).

Особое место в воспитании патриотических чувств дошкольников занимает знакомство с традициями праздника Наурыз, которые очень разнообразны по содержанию и музыкальному оформлению.

Продолжение читайте в журнале «Справочник музыкального руководителя» № 6-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты