text
MCFR.KZ Образование

Межличностные трудовые конфликты

  • 5 июня 2018
  • 56
Межличностные трудовые конфликты
Межличностные трудовые конфликты

Даже малозаметный конфликт негативно влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. От того, насколько быстро и правильно удается решить разногласия между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также в журналах:

Практическое применение дебатов

Организация работы с родителями

ТРЕНИНГ «Я+ТЫ»

В конфликт в той или иной мере всегда втянут руководитель (в качестве участника, посредника, эксперта и т. д.).

Межличностный конфликт отражает психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива и нередко приводит к пагубным последствиям. Так, например, некоторые люди не выносят конфликтных ситуаций – конфликт совершенно деморализует их и отнимает все силы. Кроме того, межличностные конфликты приводят к дисфункциональным последствиям.

В настоящее время, когда общественное сознание меняется в сторону получения знаний об источниках, способах разрешения и предотвращения конфликтов, управление организационными конфликтами востребовано и актуально.

С целью диагностики психологической атмосферы коллектива проводятся различные тренинги. Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. Он представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой и иной деятельности.

Любой тренинг обязательно включает в себя ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический тренинг включает в себя блоки различных коммуникативных умений (например: умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт) или для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др.).

Состав тренинговых групп, особенность происходящих в них процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий. В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую интенсивность открытой обратной связи с повседневным общением (примеры тренинговых упражнений представлены далее).

Социально-психологический тренинг, направленный на психокоррекцию межличностных отношений в трудовом коллективе, базируется на развитии мотивов, лежащих в основе межличностных отношений (осознание опасений и страхов, развитие чувства эмпатии, ценность другого человека и себя самого, коммуникативные навыки).

Поскольку данный тренинг направлен на работу с глубоко личностными проявлениями участников, он должен содержать упражнения, в которых они испытывают сильные чувства, и упражнения, в которых используется обратная связь. В ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:

  • развитие доверия к окружающим людям;
  • осознание различных видов мотивов межличностных отношений;
  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  • усвоение способов разрешения собственных проблем;
  • позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

Проблемы, которые анализируются в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для ситуаций межличностных отношений, в том числе деловых. Однако наряду с возникновением чувства взаимопонимания и принятия друг друга на основе общих проблем важно, чтобы участники находили в себе ресурсы для преодоления собственных трудностей.

Возможно, что на занятии, где используются упражнения, сконцентрированные на какой-либо проблеме, позитивный пример из своей жизни смогут подыскать не все, а только те, для кого эта проблема актуальна в незначительной степени или вовсе не существенна. Если это так, то имеет смысл дать участникам задание подобрать такие примеры, а на следующем занятии спросить их об этом снова.

Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, чтобы каждый участник мог делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или непринятым.

Некоторые проблемы могут возникать в связи с тем, что участники являются членами одного коллектива. Возможны и всплески негативных эмоций, обусловленные прежним опытом общения друг с другом. В последнем случае реакцию участников следует переводить в плоскость «здесь и теперь» (например: «Скажи, что ты в данный момент чувствуешь по отношению к нему»). Соблюдение этих правил поможет участникам группы по-новому взглянуть на других людей и на себя самих, сильнее ощутить ценность другого человека.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Игра-тренинг «Таможня»

Игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

Ведущий. Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (в качестве предмета контрабанды используется реальный маленький предмет: ключ, монета и т. п.).

  • Итак, кто хочет быть таможенником?

Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы (по желанию) прячет у себя ключ (или другой предмет «контрабанды»), после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют 2 или 3 попытки. После того как в роли «таможенника» побывали двое-трое участников, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал и в роли «таможенника», и в роли «контрабандиста».

Упражнение «Умение вести разговор»

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддерживать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

  • Что вас беспокоит в коллективе?
  • Что трудно в отношениях с коллегами?
  • Что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях?

На первом этапе разрешается задавать только «открытые» вопросы. Ответы рекомендуется давать подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.

На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 6-2018 «Справочник классного руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты