text
MCFR.KZ Образование

Проблемы организации учебного процесса в МКШ и пути решения

  • 14 мая 2018
  • 35
Малокомплектная школа
Малокомплектная школа

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными.

Читайте также эту статью на казахском языке


По данной теме читайте статьи:

Программа «Образовательная среда в МКШ»

Организация работы с родителями

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в МКШ


До настоящего времени 76 % из всех школ Павлодарской области являются малокомплектными (далее – МКШ). МКШ является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Ее состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.

Школа представляет собой важную часть сельского социума, и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ прежде всего зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в педагогике подходами к трактовке термина под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;
  • отсутствие одного или нескольких классов;
  • объединение начальных классов в один или два класса-комплекта;
  • разобщенность территории школьного микрорайона;
  • безальтернативность образовательного пространства (отсутствие в социальной инфраструктуре села других организаций образования лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования);
  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
  • малочисленность учительского состава;
  • полифункциональность деятельности сельского учителя, многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);
  • особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально педагогических функций;
  • слитность с природным окружением (сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе);
  • малочисленность родительского коллектива;
  • низкий образовательный ценз родителей;
  • «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег;
  • большая значимость трудового воспитания (занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе);
  • тесная связь с народными традициями (воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций).

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Условия работы сельской МКШ весьма специфичны. Выполнение своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приемы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.

Важной особенностью многих сельских школ является малочисленность количества учащихся, а значит, и педагогического коллектива, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Продолжение читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 5-2018 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться