text
MCFR.KZ Образование

Формирование основ безопасности у обучающихся

  • 14 мая 2018
  • 107
Формирование основ безопасности у обучающихся
Формирование основ безопасности у обучающихся

Деятельность школы в сфере безопасности направлена на защиту учащихся во время учебной деятельности.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте также в журналах:

Профилактика терроризма и экстремизма в школе

Безопасность учащихся на экскурсиях

Защита населения, имущества и окружающей среды

Для этого используются современные технологии, направленные на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников от возможных непредвиденных ситуаций (пожаров, аварий) во время их учебной и трудовой деятельности.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставление знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и развитие умения и навыков безопасного (правильного) поведения. Безопасное поведение понимается как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию. В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Это возраст сравнительно спокойного и равномерного физического формирования, и в то же время данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. У младших школьников доминирует наглядно-образное понимание, а также зрительный контроль, что позволяет запоминать события и предметы, их описания и определения.

Задача учителя по подготовке детей

к безопасной жизнедеятельности

С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом правил и школьных прямых обязанностей, определяющих его действия в школе, дома. Первоклассник только приступает к овладению умением оценивать свои действия. В силу этого на начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Учитель совместно с родителями обучает детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Таким способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.

Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по выработке единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.  п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.

Создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры школы

Важным условием формирования навыков безопасного поведения у первоклассников является создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры организации образования. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (в классах, столовой, спортивном зале, на стадионе и др.). Обязательно функционирование медико-психологической службы. Организация физкультурно-оздоровительной работы во внеурочной деятельности и на уроках позволяет сформировать у обучающихся силовые качества, ловкость, быстроту реакции и в целом повысить адаптивные функции организма, важные для сохранения и укрепления психологического, физического и социального здоровья.

Использование учителем стиля, методов и приемов общения, технологии учебного сотрудничества, групповой работы способствует формированию у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха и снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных ситуациях, в том числе и опасных. Целенаправленная систематическая работа по формированию дисциплины в детском коллективе, следование четкому распорядку учебного дня позволяют сформировать в детях ответственность, дисциплинированность, пунктуальность и другие качества, необходимые для формирования безопасного поведения. Развитие компонентов учебной деятельности (обучение планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности) дает возможность научить школьников четко распределять учебное, а затем и свободное время, заранее продумывать маршруты движения, быстро выполнять различные действия. Всё это является хорошей основой для безопасного поведения.

Формирование навыков безопасного поведения младших школьников на этапе поступления в школу представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях организации образования, включающую несколько направлений работы:

  • организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения;
  • формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов;
  • организация внеурочной работы;
  • создание безопасной образовательной среды;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • сотрудничество с педагогом-психологом и родителями;
  • использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.

Важно научить наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. В младшем школьном возрасте ребенок должен усвоить следующее:

  • на остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай или троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу;
  • без взрослых выходить на дорогу нельзя;
  • дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора;
  • нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом;
  • действия в случае аварии на транспорте;
  • остерегаться незнакомых людей;
  • поведение в случае возникновения пожара и т. д.

Инструкция по правилам поведения

при общении с незнакомыми людьми

Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


I. При общении с незнакомым человеком:

  • Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя ни уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
  • Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
  • О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
  • Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале № 5-2018 «Справочник классного руководителя»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться