text
MCFR.KZ Образование

Урок традиционной казахской музыкальной культуры: рассказываем детям о мире кюев

  • 8 мая 2018
  • 43
Урок традиционной казахской музыкальной культуры: рассказываем детям о мире кюев
Урок традиционной казахской музыкальной культуры: рассказываем детям о мире кюев

Важно избежать суеты и поверхностного подхода в изучении традиционной инструментальной пьесы казахов, ведь мы касаемся самых глубинных истоков, питающих дух народа.

Читайте также эту статью на казахском языке


По данной теме читайте статьи:

Урок традиционной казахской музыкальной культуры: рассказываем детям об айтысе и тартысе

Урок традиционной казахской музыкальной культуры: рассказываем детям о творчестве жырау


Вначале освежим в памяти определение кюя. Инструмент, на котором исполняется кюй – домбра. Длительность казахского кюя – примерно 2–5 минут. Но лаконичность казахской инструментальной пьесы обманчива. Казахский кюй преисполнен такого достоинства и многообразия, что даже беглое изучение его основ займет многие часы.

Жанровое разнообразие кюев

Народные кюи передавались из поколения в поколение исключительно в устной форме, впитывая в свое многозвучное тело дух и суть прошедших эпох.

  • Кюи-легенды создавались по принципу древней синкретической композиции, когда сюжет сопровождала соответствующая музыкальная иллюстрация. Прослушайте некоторые образцы древних кюев для кобыза, домбры, сыбызгы: «Аққу» («Лебедь»), «Нар идірген» («Доение верблюдицы»), серию охотничьих кюев «Аңшылық зары» («Печаль охотника»), «Мергеннің мұңы» («Плач охотника»), «Қорқыт», «Жұмағул», «Ақсақ құлан» «Хромой кулан»), «Жетім бала зары» («Печаль сироты»), «Аксак кыз» («Хромая девушка»).
  • Эпические кюи, исполняемые на кобызе, как инструментальное сопровождение эпоса. Вот мнение исследователя Айгуль Мухамбетовой: «Самостоятельные пьесы для кобыза, исполняющиеся вне шаманских обрядов, не изменяют тому серьезному эмоциональному строю, который был порожден долгим культовым применением инструмента».
  • Исторические кюи, рассказывающие о важнейших событиях, в которых художественные образы вплетены в ткань реальных событий.
  • Обрядовые кюи, когда аналогами песенных кюев являются инструментальные: «Тойбастар», «Естірту», «Жоқтау», «Қоштасу», «Толғау».
  • Состязательные кюи – тартыс, когда кюйши соревновались в искусстве импровизации, в мастерстве точного повторения кюя с одного проигрывания, в умении исполнить большее количество кюев, чем соперник.
  • Лирические кюи, посвященные большому разделу внеобрядовой лирики, чувственному и эмоциональному миру людей. Исполняются как песенно-поэтические жанры, например, «Толғау», так и инструментальные «Қосбасар», «Ақжелең», «Терісқақпай».

А теперь перечислим вместе имена выдающихся кюйши. И, конечно, вспомним легенду о Коркыте, исторической личности, мыслителе и композиторе, жившем и творившем в конце XVIII века. Недаром казахи называют его отцом кюев  – «күй атасы».

Казахская версия легенды о Коркыте

Здесь можно привести цитату Мухтара Ауэзова, в которой выдающийся казахский писатель красочно описывал историю гонимого смертью Коркыта. О том, как мучительно размышлял и творил легендарный күйші, как выдолбил свой первый кобыз из дерева, чтобы, наконец, излить миру свои чувства. О том, как мелодии и звуки его струн тронули сердца людей, навечно запечатлев в народной памяти образ неутомимого богоборца.

Казахская версия легенды о Коркыте вобрала в себя сказания различных народов и временных пластов, перекидывая мостик между темой богоборчества Коркыта и мифом о Прометее, посвятившем свою жизнь служению людям.

Изучение кюев только начинается!

Завершая урок, посвященный такой огромной теме, трудно разом подвести черту и сделать соответствующие выводы. Лучше оставить ученикам пространство для самостоятельных размышлений о кюях. Пусть они не спешат закрывать эту яркую страницу традиционной музыкальной культуры, отдельные листы которой писались на протяжении многих веков.

И напомните ребятам, что книга эта еще не закрыта, в ней постоянно возникают новые имена авторов домбрового творчества. Возможно, за партой этого класса сидит еще один будущий мастер профессиональной инструментальной музыки…

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль