text
MCFR.KZ Образование

Уроки пения для школьников с синдромом тяжелых нарушений речи

  • 19 апреля 2018
  • 21
Уроки пения для школьников с синдромом тяжелых нарушений речи
Уроки пения для школьников с синдромом тяжелых нарушений речи

Почему школьники слушают много музыки, но редко поют? Почему преподавание музыкальной грамоты не пробуждает интереса к музыке?


По данной теме читайте статьи:

Игровые технологии на уроках музыки

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Пути повышения эффективности занятий


Постепенное превращение уроков пения в уроки музыки, когда вместо пения детям стали давать больше музыкальных знаний, началось под влиянием известного общественного деятеля и композитора Дмитрия Кабалевского.

Современные уроки музыки не воспитывают настоящих музыкантов, исполнителей вокального жанра. В старших классах учащиеся порой даже не могут прочитать стихотворение или песню!

Активизация вялого тонуса

Как доказал на практике хормейстер В. Попов, основатель детского хора центрального радио и телевидения, даже самые слабые дети в течение года способны интонировать полутоновые упражнения, стабильно удерживая его высоту.

Интенсивные занятия в вокальном жанре позволяют слабослышащим детям устранить артикуляционные несовершенства, повысить голосовую активность (тонус), интервокальность, метроритм. Улучшается вербальность речи, дети начинают интонировать как здоровые и тем самым социально адаптируются.

Как работать с детьми школьного возраста с синдромом тяжелых нарушений речи

Для справки: синдром носит характер приобретенного нарушения, а не болезни, следовательно, голосовые несовершенства исправимы. Рассмотрим некоторые элементы коартикуляционной техники, сохраняющей голос при семантической членораздельности.

Простейшие элементы слухового анализа

Вначале ученики пропевают «про себя» и вслух звукотоны (интервалы, трезвучия, септаккорды, аккорды) с целью добиться интонационной точности и чистоты голосового механизма.

На предварительном этапе вокализации учащиеся принимают удобное положение тела с посадкой на передней части стула, с опорой ног в пол, ровной спиной и свободно лежащими руками на коленях.

Задачи первого этапа

На первом этапе с помощью пения упражнений достигается

  • кантилена (ровность музыкального контекста);
  • интонирование (высотная точность тонов);
  • тактильность (минимизация артикуляционной механики сложных согласных звуков);
  • ликвидация спонтанных акцентов даже при исполнении высоких звукотонов;
  • аккомодация, т. е. выравнивание голософорм (форм гласных звуков между собой) для расширения певческого диапазона.

Тяжелее всего добиться коартикуляции, т. е. коррекционной работы вокальной и артикуляционной систем с целью уменьшения язычных и мимических спонтанных движений.

Пропев для быстрой репетиции

Думаю, данная задача решается пением парных фонем (дифтонгов), когда язык размещается в язычнице и поднимается только челюстью. Спинка языка коротко касается верхней десны (альвеол).

Такой тип артикуляций подойдет для быстрых репетиций и быстрой смене слогов, не нарушающей тембр голоса.

Пропев начинается с двух язычных согласных (НА, ЛА), далее с четырех со всеми чистыми голософонемами.

Выбирая мотив для пропевания, придерживайтесь квинты. Напомню, что при челюстных артикуляциях язык «не прилипает» к небной стенке, не перемещается в ротополости, чтобы не создавать помехи голосотоку.

Концентрический метод М. Глинки

По данному методу учились дикторы казахстанских телеканалов, а также дети с тяжелыми нарушениями речи в спецшколе.

Упражнение с раскрытием ротового «окна» в среднем положении исполняется в восходящем движении. Исключены мимические движения наружных мышц.

Перед подъемом голос разогревается за счет нисходящего движения мотива. Песню лучше разучить без слов, чтобы избежать артикуляционных трудностей.

Дыхание кодифицированное (полное, промежуточное) в соответствии нормами дыхания. Обращайте внимание на чистоту интонаций. Пока звучит фраза, тонус голоса не должен ослабевать по мере уменьшения запаса дыхания.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе
Предлагаем вам зарегистрирроваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты,а вы получите:
  • доступ к 10 000+ полезным статьям
  • 9 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль