text
MCFR.KZ Образование

Методы воспитательной работы в колледже

  • 16 апреля 2018
  • 93
Методы воспитательной работы в колледже

Поступая в колледж, студент получает грамотно реализованное профессиональное воспитание, а также возможность личной самореализации и профессионального самоопределения.

Читайте также эту статью на казахском языке


Читайте  также в журнале:

Воспитательная работа в колледже

За годы обучения в колледже у студента закладывается фундамент профессиональной деятельности, результатом чего становится огромное желание работать по профессии, которую он для себя избрал.

Цель и задачи воспитания в организациях ТиПО – это формирование воспитательной системы, которая будет способствовать развитию личности студента, ориентированной на нравственные идеалы и способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, выполнению гражданского и профессионального долга.

Воспитание – сложный, многоплановый и многоуровневый процесс. Положительного результата можно добиться:

  • путем расширения пространства социального партнерства;
  • развитием согласованного взаимодействия студента, преподавательского коллектива, куратора колледжа, коллектива колледжа в целом, органов управления образования, других организаций и ведомств.

Активное взаимодействие позволит колледжу эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создаст условия для ее самореализации и экономического прогресса общества в целом.

Воспитательная работа – это воздействие на личность, мастерство и интересы, осуществляемое как на занятиях, так и вне их.

Комплексная система воспитательной деятельности обеспечивает формирование у обучающихся мировоззрения, активной жизненной позиции, навыков общественного поведения и основ нравственности.

Технология организации воспитательной работы

  • Целесообразность использования той или иной технологии воспитания (инновационной, традиционной).
  • Индивидуализация использования методов воспитания.
  • Взаимодействие преподавателей и обучающихся в выборе и реализации технологий.
  • Гуманистическая направленность методов воспитания.
  • Использование технологий воспитания, ведущих к самовоспитанию, совершенствованию личности, ее творческому развитию.
  • Методы формирования профессионального сознания студентов, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, классные часы, беседы со специалистами, круглые столы, встречи с работодателями, встречи выпускников, профессиональные праздники).
  • Формы и виды патриотического воспитания, формирования гражданской позиции (учебные занятия, классные часы, праздники и встречи, экскурсии в музеи).
  • Формирование нравственного воспитания, воспитания культуры поведения и общения, здорового образа жизни (учебные занятия, беседы, акции, классные часы, месячники, диспуты, дискуссии и др.).

Методы и формы воспитания

Повышению эффективности воспитательной работы способствует грамотное использование методов и форм воспитания.

Методы воспитания в колледже – это способы влияния преподавателя на сознание, волю и поведение студента с целью формирования у него устойчивых убеждений и определенных норм поведения.

Это способы профессионального взаимодействия преподавателя и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится под знаком ведущей и направляющей роли преподавателя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности студентов.

Преподаватель воздействует на подростка различными способами:

  • воздействует и ждет немедленной реакции;
  • содействует, т. е. помогает ему;
  • взаимодействует – сотрудничает с воспитанником.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания:

  • убеждение;
  • положительный пример;
  • личный пример;
  • требование;
  • доверие;
  • недоверие;
  • приучение;
  • поручение;
  • угроза;
  • прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. К ложным методам относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание; захваливание и др. Преподавателю важно научиться контролировать себя, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Положительные методы воспитания

Педагогические средства воспитания

Разъяснение – монологическое изложение сущности какой-либо идеи, положения, закона, позиции и т. д. Метод используется в свободной беседе, при диалогическом общении со студентами, в дискуссии, на лекции.

Убеждение – метод применяется для формирования осмысленной и принятой обучаемыми точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам. Метод убеждения способствует выработке у обучающегося уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод, нужно передать и закрепить в сознании подростка определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности. В качестве приемов убеждения преподаватель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Переубеждение. Часто у студентов наблюдается большой разнобой во взглядах, суждениях, оценках, вкусах, нередко ошибочных или отрицательных. Во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения или переориентации обучающихся, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения. Метод необходимо применять корректно, не оказывая давления, но в то же время настойчиво и решительно. Это целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение обучающегося для восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств.

Совет – популярен в организациях образования и прост в применении. Преподаватели опираются на свой педагогический и жизненный опыт, стремятся передать его посредством советов.

Требование – выполняет стимулирующую функцию и выступает как задача, играет роль своеобразного тормоза. Может быть предъявлено в прямой и косвенной форме. Прямые требования предъявляются в деловом, решительном тоне, чаще всего носят лаконичный характер, в них просматривается авторитарная позиция преподавателя. Требования в косвенной форме более развернуты – инструкции, советы, просьбы. Педагогическое требование может быть предъявлено индивидуально обучаемому или учебной группе.

Общественное мнение – формируется вместе с развитием и становлением коллектива студентов и функционирует в нем. Это метод влияния коллектива на личность студента. Играет значительную роль в жизнедеятельности обучаемых, определяет их поступки, действия, суждения. Выполняет оценочную, ограничивающую и стимулирующую функции.

Пример – периодически в ненавязчивой форме находит применение в воспитательном процессе. Чаще всего применяется для профессионального становления обучаемых. Используется в целях вызова у обучающихся высоких переживаний, определения цели.

Поручение и задание – могут быть индивидуальными и групповыми, временными и постоянными. Поручения подразделяются на организационные, учебные, научно-политические, трудовые, спортивные, нравственно-этические, эстетические, экологические. Поручения и задания:

  • имеют общественную ценность;
  • бывают конкретными и понятными;
  • учитывают интересы, возможности и общественные потребности обучаемых;
  • постепенно усложняются;
  • носят не эпизодический, а последовательно-систематический характер.

Упражнение – это «приучение». Различают упражнения:

Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в журнале

№ 4-2018 «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль